Решения и определения судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 03.10.2005 по делу N А60-18755/2005-С1 Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 3 октября 2005 г. Дело N А60-18755/2005-С1“

Апелляционная инстанция Арбитражного суда Свердловской области в составе председательствующего Стрельниковой Г.И., судей Лутфурахмановой Н.Я., Крашенинникова Д.С. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бойченко Н.В., при участии: от истца - Евсеева М.А., представитель, по доверенности N 14/244, выдана 08.08.2005; от ответчиков - Севастьянова В.Л., начальник отдела, представитель, по доверенности N ВЧ-1593 от 12.07.2005, N 18/1398 от 05.04.2005,

рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области - на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.08.2005 (резолютивная часть объявлена 02.08.2005),
судья Липина И.В., по делу N А60-18755/2005-С1 по иску ОАО “Корпорация “ВСМПО-АВИСМА“ к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области и Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков о взыскании 3728374 руб. 80 коп.

Истец на основании ст. 408, 702 Гражданского кодекса Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с ответчиков солидарно суммы 3728374 руб. 80 коп., составляющей задолженность по оплате работ по ремонту помещений, занимаемых Верхнесалдинским межрайонным отделом УФСНП РФ по Свердловской области в здании по адресу: ул. Парковая, 12а, выполненных на основании договора N 1 от 03.12.2001. В обоснование заявленных исковых требований истец ссылается на то обстоятельство, что в помещении, где был осуществлен ремонт, на момент предъявления иска расположено подразделение Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, которое использует результат выполненных истцом работ.

Решением от 09.08.2005 (резолютивная часть объявлена 02.08.2005) исковые требования (с учетом определения от 19.08.2005 об исправлении арифметической ошибки) удовлетворены частично, в сумме 1109792 руб., за счет Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области. В отношении Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков и в остальной части иска отказано. При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что между правопредшественником истца - Верхнесалдинским металлургическим производственным объединением - и Верхнесалдинским межрайонным отделом УФСНП Российской Федерации по Свердловской области был заключен договор подряда N 1 от 03.12.2001, во исполнение которого правопредшественник истца в срок до 20.05.2002 выполнил ремонтные работы на общую сумму 1109762 руб. Суд первой инстанции, удовлетворяя за
счет ответчика - Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области - заявленные исковые требования о взыскании стоимости работ указал на то обстоятельство, что Указом Президента Российской Федерации N 306 от 11.03.2003 была упразднена Федеральная служба налоговой полиции и приказом МУГИСО N 865 от 27.01.2004 за вновь созданным Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области закреплено на праве оперативного управления имущество, ранее закрепленное за УФСНП Российской Федерации по Свердловской области, а потому ответчик в настоящее время пользуется результатом выполненных истцом работ и в силу ст. 309, 711 Гражданского кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по оплате стоимости выполненных истцом подрядных работ. Кроме того, суд первой инстанции принял во внимание письмо N 10-7-5/634 от 03.03.2005 Министерства финансов Российской Федерации о передаче на баланс ответчиков непогашенной части дебиторской и кредиторской задолженности ФСНП России.

Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по апелляционной жалобе ответчика - Управления федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области - который с решением не согласен, просит его отменить и в удовлетворении заявленных исковых требований отказать. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что иск предъявлен к ненадлежащим ответчикам, поскольку последние не являются правопреемниками ликвидированного Управления ФСНП Российской Федерации по Свердловской области, являющегося заказчиком по договору подряда N 1 от 03.12.2001, а также на ответчиков по настоящему делу не возлагалось исполнение обязательств по упомянутому договору. Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указывает на то обстоятельство, что суд
первой инстанции неверно оценил письмо Министерства финансов Российской Федерации о передаче на баланс Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков непогашенной части дебиторской и кредиторской задолженности ФСНП России, поскольку в действительности в период ликвидации ФСНП России на основании Распоряжений Правительства Российской Федерации N 509-р от 24.04.2003, N 145-р от 06.02.2004 через лицевые счета Госнаркоконтроля России осуществлялось финансирование мероприятий, связанных с работой ликвидационной комиссии. В дальнейшем, после окончания ликвидационных мероприятий, Министерством финансов Российской Федерации было принято решение о передаче кредиторской задолженности ФСНП России на баланс ФСКН России на основании строго определенных реестров, в которых были поименованы получатели бюджетных средств. В числе получателей бюджетных средств ни правопредшественник истца, ни истец указаны не были.

Истец решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:

между Верхнесалдинским металлургическим производственным объединением (подрядчик) и Верхнесалдинским межрайонным отделом УФСНП РФ по Свердловской области (заказчик) был заключен договор подряда N 1 на ремонтно-строительные работы от 03.12.2001, по условиям которого ОАО “ВСМПО“ приняло на себя обязательство выполнить ремонтно-строительные работы в помещениях 4-го этажа по адресу: г. Верхняя Салда, ул. Парковая, д. 12а, а УФСНП РФ по Свердловской области - оплатить выполненные работы в размере, сроки и порядке, указанные в договоре.

Решением общего собрания акционеров ОАО “Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение“ от 28.12.2004 наименование предприятия было изменено в связи с реорганизацией в форме присоединения к обществу ОАО “АВИСМА титано-магниевый комбинат“, и в настоящее время наименованием общества является - ОАО “Корпорация “ВСМПО-АВИСМА“ (истец по настоящему делу).

Истец, ссылаясь на факт выполнения по указанному договору подрядных работ в полном
объеме и в связи с ликвидацией Управления ФСНП России по Свердловской области, просит солидарно взыскать стоимость подрядных работ с ответчиков, а именно: с Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Как следует из материалов дела, Указом Президента Российской Федерации N 306 от 11 марта 2003 года “Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации“ с 01.07.2003 была упразднена Федеральная служба налоговой полиции, а Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при Министерстве внутренних дел Российской Федерации преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В соответствии с п. 2 данного Указа в структуре центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации была образована Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Согласно подп. “б“ п. 3 данного Указа, Государственному комитету Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ были переданы функции Министерства внутренних дел Российской Федерации по предупреждению и пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также здания, сооружения, материально-техническая база и иное имущество упраздняемых федеральных органов налоговой полиции (кроме Академии налоговой полиции Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации). Впоследствии Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ переименован в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Указом Президента РФ от 28.07.2004 N 976 Федеральная служба Российской
Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ переименована в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Приказом МУГИСО N 865 от 27.01.2004 за Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области было закреплено на праве оперативного управления имущество, являющееся объектом государственной собственности. Из перечня государственного имущества, закрепляемого за Управлением на праве оперативного управления (приложение к приказу N 865 от 27.01.2004), следует, что Управлению Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области переданы, в том числе, административные помещения по адресу: г. Верхняя Салда, ул. Парковая, 12а.

Таким образом, в настоящее время результатом выполненных работ действительно пользуется Управление Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области.

Между тем, оснований для возложения на указанного ответчика обязанности по оплате ремонтно-строительных работ, произведенных истцом для УФНС Российской Федерации по Свердловской области по адресу: г. Верхняя Салда, ул. Парковая, 12а, у суда первой инстанции не имелось.

Управление Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области является самостоятельным юридическим лицом (зарегистрировано в едином реестре юридических лиц 23.07.2003, ОГРН 1036604012158) и не выступало стороной договора подряда N 1 на ремонтно-строительные работы от 03.12.2001.

В силу ст. 313, 391 Гражданского кодекса Российской Федерации должником может быть возложена обязанность по исполнению обязательства на третье лицо. В данном случае доказательств того, что на ответчиков возлагалось исполнение обязательств за ликвидированное УФСНП Российской Федерации по Свердловской области, в материалах не имеется и истцом в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Кроме того, согласно ст. 58 Гражданского
кодекса Российской Федерации, права и обязанности одного юридического лица могут быть переданы другому юридическому лицу только лишь в случае реорганизации первого и если второе юридическое лицо является его правопреемником.

Как следует из материалов дела, Управление ФСНП РФ по Свердловской области было не реорганизовано, а ликвидировано в порядке, установленном ст. 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации. О ликвидации Управления ФСНП РФ по Свердловской области была внесена соответствующая запись в единый реестр юридических лиц.

Согласно ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Таким образом, права и обязанности ликвидированного Управления ФСНП РФ по Свердловской области никому не передавались, в том числе и ответчикам по настоящему делу.

Ссылка истца на письмо Министерства финансов Российской Федерации N 10-7-5/634 от 03.03.2005 о передаче на баланс Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков непогашенной части дебиторской и кредиторской задолженности ФСНП России судом отклонена, поскольку в данном случае передача на баланс ФСКН России дебиторской и кредиторской задолженности ФСНП России не повлекла автоматического перехода прав требований и обязанностей по оплате имеющейся задолженности ФСНП России. Из материалов дела следует, что в период процедуры ликвидации ФСНП России на основании Распоряжений Правительства РФ N 509-р от 24 апреля 2003 года и N 145-р от 6 февраля 2004 года через лицевые счета Госнаркоконтроля России осуществлялось финансирование мероприятий, связанных с работой ликвидационной комиссии. Ликвидационной комиссией ФСНП России был подготовлен реестр кредиторской задолженности на основании отчетов, представленных ликвидационными комиссиями территориальных органов ФСНП России. В реестр подлежала включению только принятая
ликвидационными комиссиями кредиторская задолженность.

Поскольку выделение денежных средств Министерством финансов Российской Федерации на погашение кредиторской задолженности ФСНП России стало возможным только в ноябре - декабре 2004 года, то есть после окончательной ликвидации ФСНП России, Министерством финансов РФ было принято решение о передаче кредиторской задолженности ФСНП России на баланс ФСКН России для осуществления расчета с кредиторами ФСНП России. При этом оплата кредиторской задолженности производилась исключительно на основании реестров, представленных Министерством финансов Российской Федерации. Доказательств того, что задолженность ФСНП РФ по Свердловской области по оплате строительных работ, выполненных истцом по договору N 1 от 03.12.2001, была включена в упомянутый реестр кредиторской задолженности ФСНП России истец в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.

На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 269, 271, подп. 1, 3, 4 ч. 1, ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.08.2005 (резолютивная часть объявлена 02.08.2005) отменить, в иске отказать.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Председательствующий

СТРЕЛЬНИКОВА Г.И.

Судьи

КРАШЕНИННИКОВ Д.С.

ЛУТФУРАХМАНОВА Н.Я.