Решения и определения судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 21.02.2005 по делу N А60-38098/2004-С9 К числу объектов, подлежащих освобождению от уплаты земельного налога, отнесены земли, предоставленные для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, то есть объектом освобождения от налогообложения является земля особой категории - предоставленная для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а не сами органы государственной власти как субъекты землепользования.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 21 февраля 2005 г. Дело N А60-38098/2004-С9(объявлена резолютивная часть)“(изготовлено в полном объеме)

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего Коковой В.С., судей Окуловой В.В., Гнездиловой Н.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гучевой С.Г., при участии: от заявителя - Кропачева А.В., уд. N 460, дов. от 12.02.2003, N Д/11, вед. спец. юр. отдела; от заинтересованного лица - извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось,

рассмотрел 21.02.2005 в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции ФНС по г. Полевскому Свердловской области на решение от 23 декабря 2004 г. Арбитражного суда Свердловской области по
делу N А60-38098/2004-С9, принятое судьей Ворониным С.П., по заявлению ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации к Инспекции МНС России по г. Полевскому Свердловской области об обжаловании действий налогового органа.

ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации обратилось с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области о признании незаконными действий Инспекции ФНС по г. Полевскому Свердловской области, выраженных в отказе в представлении льготы по земельному налогу.

Решением суда первой инстанции от 23 декабря 2004 года требования удовлетворены полностью.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по апелляционной жалобе Инспекции ФНС по г. Полевскому Свердловской области, которая с решением не согласна, просит его отменить.

Оспаривая решение, заявитель жалобы ссылается на то, что Указом Президента Российской Федерации N 649 от 20.05.2004 Пенсионный фонд Российской Федерации не определен как орган государственной власти, поэтому п. 14 ст. 12 Закона “О плате за землю“, освобождающий органы государственной власти и управления от уплаты земельного налога, не применим.

Материалами дела установлено.

Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области является пользователем земельного участка, расположенного по адресу: город Полевской, улица Ленина, район дома N 11, выделенного ему на праве оперативного управления, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 08.10.2003 N 66АБ 118190.

Руководствуясь нормами Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, в соответствии с которыми на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы законом возложены публично-властные полномочия по государственному управлению средствами обязательного пенсионного страхования, назначению и выплате трудовых пенсий, что позволяет отнести возложенные на Пенсионный фонд
Российской Федерации полномочия к сфере функционирования исполнительной власти, 17.06.2004 Отделение обратилось в Инспекцию с заявлением N 03-3192 о предоставлении ему льготы по уплате земельного налога, предусмотренной пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации “О плате за землю“.

Письмом от 19.10.2004 N 05-8043 Отделению в предоставлении льготы отказано.

Данный отказ Отделение обжаловало в арбитражный суд.

Рассмотрев материалы дела, суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ к числу объектов, подлежащих освобождению от уплаты земельного налога, отнесены земли, предоставленные для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, то есть объектом освобождения от налогообложения является земля особой категории - предоставленная для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а не сами органы государственной власти как субъекты землепользования.

Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, установлено, что Пенсионный фонд России образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, его денежные средства находятся в федеральной собственности Российской Федерации, являются частью бюджета России, имеют строго целевое назначение и направляются только на выплату государственных пенсий.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ в числе объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, в разделе II установлены объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления, решения общероссийских задач.
К числу таких объектов отнесен и Пенсионный фонд Российской Федерации, денежные средства которого входят в состав казны Российской Федерации и который от имени Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения, то есть управляет средствами, входящими в состав казны Российской Федерации.

Согласно статье 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации, вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан, в частности на социальное обеспечение по возрасту, по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении. В статье 144 названного Кодекса к числу таких фондов отнесен Пенсионный фонд Российской Федерации.

Федеральным законом Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы наделены публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию: выполняют функции страховщика, осуществляющего управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, обеспечивают назначение и выплату государственных пенсий.

Данные полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25.06.2001 N 9-П “По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 N 1709 “О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации“ относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, являясь государственным учреждением пенсионного обеспечения, фактически выполняют функции органа государственной власти и управления, следовательно, имеют право на получение льготы по земельному налогу, предусмотренной пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации “О плате за землю“.

Как видно из материалов дела, государственное учреждение
- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области создано для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения и организации пенсионного обеспечения в Свердловской области.

В своей деятельности Отделение подчиняется Пенсионному фонду Российской Федерации, финансируется из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, имеет в оперативном управлении федеральное имущество.

При таких обстоятельствах налоговый орган необоснованно отказал заявителю в представлении льготы по уплате земельного налога.

Доводы налогового органа, изложенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и подлежат отклонению.

На основании изложенного решение суда первой инстанции соответствует действующему законодательству и основано на материалах дела.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 23 декабря 2004 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Председательствующий

КОКОВА В.С.

Судьи

ОКУЛОВА В.В.

ГНЕЗДИЛОВА Н.В.