Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 28.12.2005 N Ф09-5955/05-С1 по делу N А50-24630/05 Установлено право Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для указанных органов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2005 г. Дело N Ф09-5955/05-С1“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Варламовой Т.В., судей Василенко С.Н., Лимонова И.В. рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми (далее - инспекция, налоговый орган) на решение суда первой инстанции от 12.09.2005 (резолютивная часть от 08.09.2005) и постановление суда апелляционной инстанции от 31.10.2005 (резолютивная часть от 28.10.2005) Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-24630/05.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Закрытое акционерное общество “Опека“ (далее - общество) обратилось в
Арбитражный суд Пермской области с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 370000 руб. и взыскании с налогового органа процентов в сумме 9856 руб. 80 коп. за нарушение срока возврата страховых взносов.

Решением суда первой инстанции от 12.09.2005 (резолютивная часть от 08.09.2005; судья Ясикова Е.Ю.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 31.10.2005 (резолютивная часть от 28.10.2005; судьи Гулякова Г.Н., Богданова Р.А., Власова О.Г.) решение оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами норм материального права.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, общество обратилось в инспекцию с заявлением от 11.05.2005 о возврате излишне уплаченных в январе - апреле 2005 г. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 370000 руб.

Инспекция в письме от 29.06.2005 N 05-02/16844 отказала заявителю в возврате указанной суммы в связи с тем, что налоговым органам не предоставлено право на проведение зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку страховые взносы не являются налоговыми платежами, следовательно, не могут быть возвращены в порядке, установленном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Полагая, что отказ инспекции в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов является неправомерным, общество обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в силу ст. 78 Кодекса возврату подлежат и платежи во внебюджетные фонды.

Вывод судов является правильным, соответствует
материалам дела и действующему законодательству.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон), правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.

При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (п. 1 ст. 25 Закона).

В п. 1 ст. 13 Закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов - осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Поскольку Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Кодекса.

В соответствии с п. 7, 9 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

В п. 13 ст. 78 Кодекса установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Судами установлено и
материалами дела подтверждено, что у общества имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 370000 руб., за возвратом которой он обратился в инспекцию.

Факт излишней уплаты заявителем страховых взносов в указанной сумме налоговым органом не оспаривается.

Таким образом, требования общества по возврату излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование правомерны.

В связи с тем, что инспекцией нарушен срок, установленный п. 9 ст. 78 Кодекса для возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов, судами обоснованно удовлетворены требования общества об обязании налогового органа выплатить начисленные за период с 25.05.2005 по 07.09.2005 проценты в сумме 9856 руб. 80 коп.

Доводы заявителя жалобы судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение суда первой инстанции от 12.09.2005 (резолютивная часть от 08.09.2005) и постановление суда апелляционной инстанции от 31.10.2005 (резолютивная часть от 28.10.2005) Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-24630/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми - без удовлетворения.

Председательствующий

ВАРЛАМОВА Т.В.

Судьи

ВАСИЛЕНКО С.Н.

ЛИМОНОВ И.В.