Решения и постановления судов

Постановление ФАС Уральского округа от 20.12.2005 N Ф09-4139/05-С4 по делу N А71-147-Т8/2005-Г-21 Требование органа социального страхования в части, касающейся применения коэффициентов капитализации и капитализации дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией потерпевших, может быть включено в реестр требований кредиторов должника.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2005 г. Дело N Ф09-4139/05-С4“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Кондратьевой Л.И. судей Дядченко Л.В., Мальцевой Т.С. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике) на определение от 08.09.2005 Арбитражного суда Удмуртской Республики о включении требования ГУ - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике в реестр требований кредиторов сельскохозяйственного производственного кооператива “Юж-Пурга“ (далее - СПК “Юж-Пурга“), с суммой 66805 руб. 92 коп., по делу N А71-147-Т8/2005-Г-21 по заявлению должника - СПК “Юж-Пурга“ - о признании его несостоятельным (банкротом).

Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились.

ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием о включении его в реестр требований кредиторов должника - СПК “Юж-Пурга“ - в составе первой очереди с установлением суммы капитализированных повременных платежей, подлежащих выплате пострадавшему от несчастного случая Ф.И.О. в размере 126063 руб. 69 коп., на основании ст. 134, 135 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“, ст. 23 Федерального закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“.

Определением от 08.09.2005 (судья Бехтольд В.Я.) признаны обоснованными требования ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике к СПК “Юж-Пурга“ в размере 66805 руб. 92 коп. и включены в первую очередь реестра требований кредиторов должника. В остальной части требования признаны необоснованными.

В апелляционной инстанции определение не пересматривалось.

ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике с определением не согласно в части отказа во включении в реестр требований кредиторов, просит его изменить, требования удовлетворить в сумме 126063 руб. 69 коп., включая сумму дополнительных расходов в размере 43119 руб. 56 коп., с применением Методики расчета размера капитализированных платежей, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 N 72.

Законность обжалуемого определения проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, решением от 04.05.2005 Арбитражного суда Удмуртской Республики должник - СПК “Юж-Пурга“ - признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство.

Требование ГУ - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике о включении суммы капитализированных повременных платежей, подлежащих выплате пострадавшему от несчастного случая Ф.И.О. в размере 126063 руб. 69 коп., предъявлено в арбитражный суд 10.08.2005.

Согласно п. 3 ст. 135 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“, с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных платежей переходит к Российской Федерации. При этом к Российской Федерации также переходят обязательства по возмещению вреда здоровью потерпевшему, которые впоследствии исполняются Российской Федерацией, в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации, являясь специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляет средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пункты 1, 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101).

В соответствии со ст. 3, 18 Федерального закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ обязанность по аккумулированию капитализированных платежей возложена на Фонд социального страхования Российской Федерации. Внесение указанных платежей на счет данного Фонда предусмотрена также п. 6 Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863.

Таким образом, следует признать обоснованным предъявление отделением Фонда, выступающим в качестве страховщика и осуществляющим выплаты по социальному страхованию, к такому должнику от имени Российской Федерации требования по уплате капитализированных платежей.



Кроме того, следует учитывать, что п. 1 ст. 135 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ не может применяться без учета законодательства, регулирующего отношения по возмещению вреда здоровью работника в порядке обязательного социального страхования.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“, возмещение вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении им обязанностей по трудовому договору, осуществляется путем предоставления ему в полном объеме всех видов обеспечения по социальному страхованию, установленных в п. 1 ст. 8 названного Закона, а именно: ежемесячных страховых выплат, выплачиваемых работнику в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности и зависящих от среднего месячного заработка и степени утраты трудоспособности (п. 3 ст. 10, п. 1 ст. 12 названного Закона), и оплаты дополнительных расходов, связанных с его медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.

Таким образом, капитализация платежей, перечисляемых на счет отделения фонда, производится с целью резервирования средств на будущее и направлена на обеспечение прав и законных интересов граждан, перед которыми должник несет ответственность за возмещение вреда их здоровью в объеме, установленном Законом о социальном страховании, путем ежемесячных страховых выплат и оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.

Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)“ не регулирует отношения, возникающие при возмещении вреда здоровью граждан через систему обязательного социального страхования, в соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ порядок капитализации соответствующих платежей, вне зависимости от того, являются ли они ежемесячными либо нет, определяется Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации издало Постановление от 17.11.2000 N 863 “Об утверждении порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“, п. 2 которого Фонду социального страхования Российской Федерации поручено разработать и по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой по финансовому оздоровлению и банкротству утвердить методику размера таких платежей.

Во исполнение названного Постановления Фонд социального страхования Российской Федерации Постановлением от 30.07.2001 N 72 утвердил Методику, согласованную с указанными органами исполнительной власти и предусматривающую капитализацию средств на выплату ежемесячных страховых выплат пострадавшим, с применением коэффициентов капитализации, представляющие собой количественные оценки ожидаемых периодов капитализации, и на оплату дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших.

Таким образом, суд ошибочно пришел к выводу о том, что требование отделения Фонда в части, касающейся применения коэффициентов капитализации и капитализации дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией потерпевших, не может быть включено в реестр требований кредиторов должника.

Кроме того, из материалов дела усматривается, что несчастный случай на производстве с участием Михайлова В.А. произошел на предприятии - колхоз “Юж-Пурга“, при этом требование ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике заявлено к должнику - СПК “Юж-Пурга“, вопрос о правопреемстве между должником и колхозом “Юж-Пурга“ судом не исследовался, надлежащие доказательства такого правопреемства в материалах дела отсутствуют, также отсутствуют документы, подтверждающие размер подлежащих капитализации повременных платежей (решение суда, приказ ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике об установлении Михайлову В.А. ежемесячных выплат в размере 327 руб. 48 коп., в соответствии с которыми произведен расчет).

Таким образом, отсутствует документация, позволяющая сделать вывод об обоснованности заявленных ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике требований.

Учитывая изложенное, определение подлежит отмене, требование ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике с суммой 126063 руб. 69 коп. - передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные недостатки и принять судебный акт в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. 287, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение от 08.09.2005 Арбитражного суда Удмуртской Республики о включении требования ГУ - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике в реестр требований кредиторов СПК “Юж-Пурга“ по первой очереди удовлетворения в размере 66805 руб. 92 коп. по делу N А71-147-Т8/2005-Г-21 отменить.

Требование ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике о включении в первую очередь реестра кредиторов капитализированных платежей в сумме 126063 руб. 69 коп. передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.



Председательствующий

КОНДРАТЬЕВА Л.И.

Судьи

ДЯДЧЕНКО Л.В.

МАЛЬЦЕВА Т.С.