Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2006, 26.04.2006 N 09АП-1595/06-АК по делу N А40-65082/05-108-349 От уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных учреждений) независимо от источника финансирования; земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также Министерства обороны РФ.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

6 апреля 2006 г. Дело N 09АП-1595/06-АК26 апреля 2006 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 06.04.2006.

Постановление в полном объеме изготовлено 26.04.2006.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего К.В., судей П., Я., при ведении протокола судебного заседания секретарем Д., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика (заинтересованного лица) - Инспекции ФНС России N 2 по г. Москве - на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.01.2006 по делу N А40-65082/05-108-349, принятое судьей Г., по иску (заявлению) ФГУ МО РФ ЦСКА к Инспекции ФНС России N 2 по г.
Москве о признании недействительными решения и требований, с участием в деле 3-го лица - ГУК “Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе“, при участии от истца (заявителя): не явился, извещен; от ответчика (заинтересованного лица): не явился, извещен; от третьего лица: К.А. по доверенности N 119 от 03.04.2006, паспорт,

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.01.2006 по делу N А40-65082/05-108-349 заявление удовлетворено полностью.

Признаны недействительными проверенные на соответствие НК РФ, вынесенные Инспекцией ФНС России N 2 по г. Москве решение от 27.06.2005 N 138 и требования от 27.06.2005 N 5666, 5667.

Здесь и далее по тексту, видимо, допущена опечатка: Закон РФ от 11.10.1991 имеет N 1738-1, а не N 138-1.

При этом Арбитражный суд г. Москвы исходил из того, что ФГУ МО РФ ЦСКА является учреждением физической культуры и спорта, кроме того, организацией Минобороны РФ. Следовательно, ФГУ МО РФ ЦСКА в соответствии со ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 138-1 “О плате за землю“ освобождено от уплаты земельного налога.

Не согласившись с принятым решением, ответчик - Инспекция ФНС России N 2 по г. Москве - обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе настаивает на том, что ФГУ МО РФ ЦСКА не вправе воспользоваться льготой по уплате земельного налога в соответствии с п. 23 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 138-1 “О плате за землю“, ст. 13 Закона г. Москвы от 16.07.1997 N 34 “Об основах платного землепользования в
городе Москве“, т.к. согласно п. 23 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 138-1 “О плате за землю“ с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).

Заявитель по делу - ФГУ МО РФ “ЦСКА“ - и 3-е лицо - ГУК “Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе“ - письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили, представитель 3-го лица в судебном заседании указал на необоснованность доводов апелляционной жалобы.

Рассмотрев дело в отсутствие представителей ФГУ МО РФ ЦСКА и Инспекции ФНС России N 2 по г. Москве в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ, выслушав объяснения представителя 3-го лица, просившего оставить решение без изменения, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного решения, принятого в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.

Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Как видно из материалов дела, Инспекцией ФНС России N 2 по г. Москве в отношении ФГУ МО РФ ЦСКА была проведена выездная налоговая проверка, а также дополнительные мероприятия налогового контроля по вопросу полноты, правильности исчисления и уплаты земельного налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, рассмотрев материалы которой, Инспекция вынесла решение N 138 от 27.06.2005, направленное в адрес ЦСКА письмом N 06-11/15669 от 05.07.2005, о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение
налогового правонарушения. Тем же письмом в адрес заявителя были направлены требования от 27.06.2005 N 5666 об уплате налога и требование N 5667 об уплате налоговой санкции.

Указанным решением Инспекция ФНС России N 2 по г. Москве привлекла ФГУ МО РФ ЦСКА к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде налоговых санкций в размере 169161 руб., доначислила (неуплаченный) налог на землю в размере 926127 рублей, пени в размере 224845,58 руб. Всего по решению - 2842588,58 руб.

Следует признать, что судом первой инстанции правомерно отклонены доводы Инспекции, как не соответствующие нормам действующего налогового законодательства и доказательствам, имеющимся в материалах дела, опровергнутые объяснениями заявителя и признанными судом первой инстанции соответствующими действительности.

Инспекцией ФНС России N 2 по г. Москве был направлен запрос от 30.09.2005 N 05-14/2410 в Москомзем с целью установить правообладателей и землепользователей земельного участка площадью 5800 кв. м (кадастровый N 770103047039), расположенного по адресу: г. Москва, Суворовская площадь, вл. 2, за период с 1 января 2001 по 31 декабря 2004 г.

В ответ на запрос Департамент земельных ресурсов г. Москвы письмом от 07.11.2005 сообщил, что срок действия договора N М-01-602623 с 12.11.2002 по 09.04.2004.

На основании вышеизложенного ФГУ МО РФ ЦСКА с 12.11.2002 предоставлен земельный участок площадью 0,58 га, находящийся по адресу: г. Москва, Суворовская площадь, вл. 2, в безвозмездное срочное пользование для эксплуатации территории под теннисные корты в соответствии с договором безвозмездного срочного пользования земельным участком N М-01-602623 от 12.11.2002.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11.10.91 N 138-1 “О плате за землю“: “Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются
земельный налог, арендная плата“.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

В соответствии со статьей 5 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 11.10.91 N 138-1 “О плате за землю“: “Основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком“.

Согласно ст. 4 Закона г. Москвы от 16.07.1997 N 34 “Об основах платного землепользования в городе Москве“ объектом для исчисления земельного налога являются земельные участки, права на которые учтены или зарегистрированы в установленном порядке.

На основании вышеизложенного Инспекция считает, что ФГУ МО РФ ЦСКА с 12.11.2002 - пользователь земельного участка площадью 0,58 га, имеющего адресные ориентиры: г. Москва, Суворовская площадь, вл. 2, и является плательщиком земельного налога с 1 декабря 2001 по 31 декабря 2004 г.

Между тем ФГУ МО РФ ЦСКА является учреждением физической культуры и спорта, владеет спортивными сооружениями.

На основании договора N М-01-602623 от 12.11.2002 ФГУ МО РФ ЦСКА предоставлен в безвозмездное срочное пользование земельный участок площадью 0,58 га, расположенный по адресу: г. Москва, Суворовская площадь, вл. 2 (далее - земельный участок). Земельный участок предоставлен для использования территории под теннисные корты.

На земельном участке расположены 9 теннисных кортов и здание раздевалки (далее - сооружения), являющиеся федеральной собственностью.

До 2000 г. сооружения были закреплены на праве оперативного управления за государственным учреждением культуры “Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации
им. М.В. Фрунзе“. Соответственно, сооружения числились в реестре федерального имущества как закрепленные за ГУК “Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе“.

23.06.2000 Министерство имущественных отношений РФ издало Распоряжение N 117-р, которым в соответствии со ст. ст. 125, 296 Гражданского кодекса РФ исключило сооружения из состава имущества, закрепленного за ГУК “Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе“ и закрепило сооружения за ФГУ МО РФ ЦСКА на праве оперативного управления.

В целях эксплуатации закрепленных за ФГУ МО РФ ЦСКА сооружений был заключен договор N М-01-602623 от 12.11.2002 безвозмездного срочного пользования земельным участком.

Распоряжением N 117-р от 23.06.2000 ГУК “Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе“ и ФГУ МО РФ ЦСКА поручено представить в Минимущество России акт приемки-передачи сооружений, а также обеспечить в установленном порядке внесение изменений в реестр федерального имущества.

Во исполнение распоряжения N 117-р от 23.06.2000 ГУК “Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе“ и ФГУ МО РФ ЦСКА был подписан акт от 18.10.2000 приемки-передачи зданий, сооружений и территорий, которым сооружения переданы ФГУ МО РФ ЦСКА.

Согласно пунктам 10, 14 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 138-1 “О плате за землю“ от уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных учреждений) независимо от источника финансирования; земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также Министерства обороны РФ.

ФГУ МО РФ ЦСКА является учреждением физической культуры и спорта, кроме того, организацией Минобороны РФ.

Следовательно, ФГУ МО РФ ЦСКА в соответствии со
ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 138-1 “О плате за землю“ освобождено от уплаты земельного налога.

Как правильно указано судом первой инстанции, вынося решение ИФНС России N 2 по г. Москве ошибочно сделала вывод о том, что ФГУ МО РФ ЦСКА не вправе воспользоваться льготой по уплате земельного налога в соответствии с п. 23 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 138-1 “О плате за землю“, ст. 13 Закона г. Москвы от 16.07.1997 N 34 “Об основах платного землепользования в городе Москве“.

Согласно п. 23 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 138-1 “О плате за землю“ с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).

Согласно ст. 13 Закона г. Москвы от 16.07.1997 N 34 “Об основах платного землепользования в городе Москве“ установленные льготы не применяются в случае, когда плательщик, имеющий право на льготы, передает земельный участок или расположенные на нем здания, сооружения и помещения в аренду или субаренду другому лицу или в качестве компенсации за работы, товары, услуги, в том числе по договорам о совместной деятельности. При передаче части указанной недвижимости эти льготы не применяются в части, пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду, субаренду или под совместную деятельность.

Инспекция ошибочно сделала вывод о том, что ФГУ МО РФ ЦСКА передало ГУК “Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе“ находящиеся на земельном участке сооружения в аренду (субаренду) или в качестве компенсации за работы, товары, услуги, в том числе, по договорам о совместной деятельности.

ФГУ
МО РФ ЦСКА длительный период времени пыталось выполнить указания Минобороны России и Распоряжения Минимущества России и забрать у ГУК “Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе“ сооружения, для чего и оформило право безвозмездного срочного пользования земельным участком.

Документы, подтверждающие то, что ФГУ МО РФ ЦСКА передало полностью или частично в возмездное пользование ГУК “Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе“ и (или) иной организации земельный участок и (или) расположенные на нем сооружения, в ИФНС России N 2 по г. Москве не имеются, также как и в материалах дела.

Следовательно, ФГУ МО РФ ЦСКА вправе воспользоваться льготой по уплате налога в виде полного освобождения от его уплаты.

Необходимо также отметить, что суд первой инстанции обоснованно счел неправомерным привлечение заявителя к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций за 2002 и 2003 годы, с начислением 20153 руб. и 1146236,80 руб. штрафных санкций, исходя из сумм земельного налога подлежащего уплате, поскольку заявитель как учреждение физической культуры и спорта и организация МО РФ освобожден от уплаты земельного налога.

Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что решение принято в соответствии с действующим законодательством, с учетом всех обстоятельств дела, поэтому оснований для его отмены не имеется.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, касаются обстоятельств, которым дана надлежащая оценка судом первой инстанции, они не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения.

Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ с учетом того, что налоговый орган освобожден от ее уплаты при обращении в арбитражный суд.

На основании
изложенного и ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 138-1 “О плате за землю“, ст. 137 НК РФ, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.01.2006 по делу N А40-65082/05-108-349 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.