Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 15.11.2005 N Ф09-5164/05-С7 по делу N А50-1272/05 Налогообложение производится по ставке ноль процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. При этом нормативными потерями полезных ископаемых признаются их фактические потери при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативных потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 ноября 2005 г. Дело N Ф09-5164/05-С7“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Глазыриной Т.Ю., судей Токмаковой А.Н., Первухина В.М. рассмотрел в судебном заседании жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Пермской области и Коми Пермяцкому автономному округу (правопреемник Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пермской области и Коми Пермяцкому автономному округу; далее - инспекция) на решение суда первой инстанции от 15.06.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 17.08.2005 Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-1272/05.

В судебном заседании приняли участие представители: Пермского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору - Соколова А.М.
(доверенность от 14.11.2005 N 2498/27-10); открытого акционерного общества “Сарановская шахта “Рудная“ (далее - общество) - Аликина М.М. (доверенность от 31.01.2005 б/н).

Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Пермской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 12.11.2004 N 19-10/1/5 в части доначисления за 2001 г. 481850 руб. платы за право пользования недрами, соответствующих сумм штрафа и пеней за 2002, 2003 г. 188980 руб. налога на добычу полезных ископаемых, 69220 руб. пеней и 37790 штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс); третьи лица: Пермское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору, Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермской области.

Решением суда первой инстанции от 15.06.2005 (судья Борзенкова И.В.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 17.08.2005 (судьи Риб Л.Х., Шафранская М.Ю., Богданова Р.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом Закона Российской Федерации “О недрах“, ст. 342 Кодекса.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в ходе повторной выездной налоговой проверки общества (акт проверки от 14.10.2004 N 14-06/505) инспекцией принято решение от 12.11.2004 N 19-10/1/5 о начислении платы за право пользования недрами, налога на добычу полезных ископаемых, штрафов и пеней, в том числе в оспариваемой
обществом части.

Начисление указанных сумм произведено на основании акта от 08 - 17.06.2004 совместной проверки Управления Западно-Уральского округа Госгортехнадзора России, Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

По данным акта обществом осуществлялась добыча хромовых руд за пределами согласованных контуров с применением утвержденных для этих контуров нормативов потерь.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из правомерности действий общества и недоказанности инспекцией обстоятельств налогового правонарушения.

Вывод судов соответствует законодательству и обстоятельствам дела.

В силу ст. 41 Закона Российской Федерации “О недрах“, Инструкции о порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами, утвержденной совместно Министерством Финансов Российской Федерации от 04.02.1993 N 8, Государственной налоговой службой Российской Федерации от 30.01.1993 N 17, Федеральным горным и промышленным надзором Российской Федерации от 04.02.1993 N 01-17/41, платежи за право пользования недрами производят все предприятия независимо от форм собственности и взимаются в форме разовых взносов (или) и регулярных платежей в течение срока реализации предоставленного права. При этом регулярные платежи определяются как доля от стоимости добытого минерального сырья с учетом погашаемых в недрах запасов полезных ископаемых. В расчет платежей за право на добычу полезного ископаемого горнодобывающих предприятий входит объем добычи полезного ископаемого и потерь при добыче.

Согласно п. 11 указанной Инструкции, потери при добыче минерального сырья могут быть нормативные и сверхнормативные. К нормативным потерям полезного ископаемого при добыче относятся потери, технологически связанные с принятой схемой и системой разработки месторождения, согласно утвержденному техническому проекту. Расчетная величина нормативных потерь определяется в процентах от величины погашаемых запасов. Нормативные потери устанавливаются в планах развития горных работ по каждой выемочной
единице (плату, лаве, блоку и т.п.) на год и согласовываются в установленном порядке с органами Госгортехнадзора России.

Статьей 342 Кодекса установлено, что налогообложение производится по ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. При этом нормативными потерями полезных ископаемых признаются их фактические потери при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативных потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, установлено, что нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором Российской Федерации в составе проектной документации.

Суды на основании представленных в дело доказательств пришли к выводу о том, что обществом не осуществлялась добыча руды за согласованными контурами, а увеличение добычи произошло за счет увеличения мощности рудного тела (увеличения балансовых запасов).

При таких обстоятельствах при наличии утвержденных нормативов потерь по конкретным местам добычи руд (протоколы технических совещаний Управления Западно-Уральского округа Госгортехнадзора России от 21.12.2000, 26.12.2001, 09.04.2002, 28.06.2002) и соответствия процентного соотношения потерь величине погашаемых запасов судами сделан правильный вывод об отсутствии оснований для доначисления налоговых платежей в оспариваемых суммах.

Кроме того, вывод судов о недоказанности инспекцией налогового правонарушения соответствует ст. 101 Кодекса, согласно которой в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершении налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные
сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства. При этом несоблюдение должностными лицами налоговых органов этих требований может явиться основанием для отмены решения налогового органа судом.

Так как в решении инспекции не указаны обстоятельства выявления совершенного налогового правонарушения, его документальное подтверждение и данные нарушения признаны судами достаточным основанием для отмены оспариваемого ненормативного акта, заявленные требования общества удовлетворены правомерно.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение суда первой инстанции от 15.06.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 17.08.2005 Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-1272/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Пермской области и Коми Пермяцкому автономному округу - без удовлетворения.

Председательствующий

ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.

Судьи

ТОКМАКОВА А.Н.

ПЕРВУХИН В.М.