Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 15.09.2005 N Ф09-2944/05-С5 по делу N А47-11824/04 Федеральный законодатель, устанавливая соответствующие льготы для отдельных категорий Ф.И.О. Российской Федерации, должен обеспечить названные социальные гарантии соответствующим механизмом полного финансового обеспечения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 сентября 2005 г. Дело N Ф09-2944/05-С5“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Матанцева И.В., судей Азанова П.А., Столярова А.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Оренбургской области от 26.05.2005 (резолютивная часть от 23.05.2005) по делу N А47-11824/04 по иску ТСЖ “Малая земля“ к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Оренбургской области, Администрации Оренбургской области, Финансовому управлению Администрации Оренбургской области, Администрации г. Оренбурга, Финансовому управлению Администрации г. Оренбурга о взыскании 9710 руб. 42 коп. убытков; третье лицо на стороне истца
- открытое акционерное общество “Оренбургэнерго“, третьи лица на стороне ответчиков - УСЗН Промышленного района г. Оренбурга, УЖКХ Администрации г. Оренбурга.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили.

ТСЖ “Малая земля“ обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском о взыскании солидарно с ответчиков 9710 руб. 42 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан на основании Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: дата объявления резолютивной части решения суда первой инстанции позднее даты принятия постановления судом апелляционной инстанции.

Решением суда первой инстанции от 14.12.2004 (резолютивная часть от 20.12.2005; судья Бабина О.Е.) с Финансового управления Администрации г. Оренбурга за счет средств бюджета муниципального образования г. Оренбург в пользу ТСЖ “Малая земля“ взыскано 9710 руб. 42 коп. В удовлетворении исковых требований к остальным ответчикам отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.05.2005 (судьи Деревягина Л.А., Мохунов В.И., Галиаскарова З.И.) решение изменено. С Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу ТСЖ “Малая земля“ взыскано 9710 руб. 42 коп., в иске к Финансовому управлению Администрации г. Оренбурга отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Федеральном законе “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ статья 15.6 отсутствует, имеется в виду статья 15.6 Федерального закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ в редакции Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ.

Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального
казначейства по Оренбургской области с постановлением суда апелляционной инстанции не согласно, просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неполное выяснение арбитражным судом обстоятельств, имеющих существенное значение для принятия законного и обоснованного судебного акта, неправильное применение ст. 16 Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, ст. 15.6 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“, Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 334 “Об утверждении Правил предоставления и расходования в 2002 г. средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, а также на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Проверив законность судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения кассационной жалобы не усматривает.

Как следует из материалов дела, ТСЖ “Малая земля“ в 2003 - 2004 годах на основании Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ предоставляло отдельным категориям граждан льготы по оплате коммунальных услуг. В результате недостаточного компенсирования из соответствующего бюджета фактически предоставленных льгот по оплате услуг по вывозу мусора у истца образовались убытки в размере 9710 руб. 42 коп., которые истец просил взыскать с ответчиков в судебном порядке.

Суд первой инстанции, исходя из того, что компенсирование расходов от предоставления льгот на основании Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ должно производиться за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и, учитывая, что Администрация Оренбургской области все денежные средства, поступившие в спорный период
из федерального бюджета на реализацию указанного Закона, перечислила Администрации г. Оренбурга, удовлетворил требования ТСЖ “Малая земля“ за счет средств бюджета муниципального образования “город Оренбург“.

Суд апелляционной инстанции, установив, что органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили в полном объеме финансирование исполнения положений названного Закона Российской Федерации, и придя к выводу о необходимости взыскания спорной суммы с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, изменил решение суда первой инстанции.

Выводы суда апелляционной инстанции основаны на нормах действующего законодательства и установленных судом обстоятельствах.

В соответствии со ст. 16, 17 Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ лицам, подвергшимся политическим репрессиям в виде лишения свободы, установлены соответствующие льготы по оплате коммунальных услуг, порядок предоставления которых и порядок выплаты денежных компенсаций по которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419, и Правилам предоставления и расходования в 2002 г. средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 334, возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот реабилитированным лицам, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета.

В силу ст. 15.6 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“, вступившего в силу 08.05.2003, возмещение указанных льгот осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов.

Согласно ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти,
приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета.

Вместе с тем в соответствии со ст. 6 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. При этом в силу п. 2 ст. 49 названного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

Таким образом, федеральный законодатель, устанавливая соответствующие льготы для отдельных категорий Ф.И.О. Российской Федерации, должен обеспечить названные социальные гарантии соответствующим механизмом полного финансового обеспечения.

Судом установлено, что денежных средств для компенсирования расходов от предоставления льгот на основании Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ федеральными органами исполнительной власти в бюджеты субъекта Российской Федерации или муниципального образования “город Оренбург“ выделено недостаточно.

Возложение ответственности за ненадлежащее компенсирование муниципальным образованием расходов от предоставления льгот на основании вышеуказанных законов возможно лишь в случае доказанности факта перечисления федеральным бюджетом соответствующих сумм, необходимых для компенсирования названных расходов в объеме фактически оказанных услуг по предоставлению льгот.

Между тем доказательств надлежащего исполнения Минфином России своих обязанностей по компенсированию в полном объеме расходов от предоставления льгот на основании данных законов в материалах дела не имеется (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Следовательно, вывод суда апелляционной инстанции о возникновении у ТСЖ “Малая земля“ убытков от предоставления льгот на основании Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ по вине федеральных органов власти,
не исполнивших возложенные на них действующим законодательством обязанности, является правомерным (ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).

С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Оренбургской области от 26.05.2005 (резолютивная часть от 23.05.2005) по делу N А47-11824/04 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

МАТАНЦЕВ И.В.

Судьи

АЗАНОВ П.А.

СТОЛЯРОВ А.А.