Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 25.08.2005 N Ф09-2704/05-С5 по делу N А47-13382/04 Федеральный законодатель, устанавливая соответствующие льготы для отдельных категорий Ф.И.О. Российской Федерации, должен обеспечить названные социальные гарантии соответствующим механизмом полного финансового обеспечения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 августа 2005 г. Дело N Ф09-2704/05-С5“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Столярова А.А., судей Арсенова И.Г., Вербенко Т.Л. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Оренбургской области на постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Оренбургской области от 24.05.2005 (резолютивная часть от 19.05.2005) по делу N А47-13382/04.

Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Товарищество собственников жилья “Урал“ (далее - ТСЖ “Урал“) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации
в лице Управления федерального казначейства по Оренбургской области, Администрации г. Оренбурга, Администрации Оренбургской области, Финансовому управлению Оренбургской области, Финансовому управлению администрации г. Оренбурга о взыскании солидарно 22366 руб. 95 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2002 - 2003 г. отдельным категориям граждан на основании Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“.

Решением суда первой инстанции от 30.03.2005 (резолютивная часть от 28.03.2005; судья Рафикова И.Н.) исковые требования удовлетворены за счет средств муниципального образования “Город Оренбург“, с администрации г. Оренбурга взысканы убытки в сумме 22366 руб. 95 коп. В остальной части иска отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.05.2005 (резолютивная часть от 19.05.2005; судьи Мохунов В.И., Галиаскарова З.И., Савинова М.А.) решение суда изменено, исковые требования удовлетворены за счет казны Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Оренбургской области с решением не согласно, просит его отменить, ссылаясь на неполное выяснение арбитражным судом обстоятельств, имеющих существенное значение для принятия законного и обоснованного судебного акта, неправильное применение норм материального права (ст. 16 Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 334 “Об утверждении Правил предоставления и расходования в 2002 г. средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, ст. 15.6 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“), а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ТСЖ “Урал“ в 2002 - 2003 г. предоставляло льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“.

Истец, указывая, что возмещение расходов от предоставления указанных выше льгот произведено не в полном объеме, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные требования за счет средств муниципального образования “Город Оренбург“, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период денежных средств на компенсацию понесенных истцом расходов не перечислялось. Поскольку сведения о понесенных истцом расходах в администрации г. Оренбурга имелись (истцом ежемесячно представлялась форма N 26 ЖКХ в УЖКХ администрации г. Оренбурга), документально обоснованных уважительных причин невозможности заложить указанные средства в бюджет муниципального образования ответчиком не представлено, суд сделал вывод о том, что требования истца о взыскании 22366 руб. 95 коп. убытков подлежат удовлетворению за счет бюджета муниципального образования.

Изменяя решение, суд апелляционной инстанции указал, что факт наличия убытков и их размер подтверждаются материалами дела, ответчиками не оспаривается. При этом суд указал, что ст. 17 Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, п. 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, предполагают обязанность федеральных органов законодательной и исполнительной власти предусматривать соответствующие расходы при формировании федерального бюджета и эффективный механизм своевременного и полного перечисления денежных средств для возмещения произведенных расходов бюджетам субъектов Российской Федерации, при этом возмещение льгот по оплате коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для
возмещения фактически понесенных расходов. Поскольку органы власти Российской Федерации не обеспечили финансовыми средствами в полном объеме исполнение Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, суд сделал вывод о том, что убытки должны быть возмещены за счет казны Российской Федерации.

Данные выводы суда первой инстанции являются правильными.

Согласно ст. 16, 17 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“, реабилитированные лица и совместно с ними проживающие члены их семей имеют право на снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством. Порядок предоставления данных льгот и порядок выплаты денежных компенсаций устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419, возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот реабилитированным лицам, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета.

Фактическое предоставление истцом льгот в виде 50-процентной скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан на основании п. “ж“ ст. 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“ в 2003 г. подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.

Согласно ст. 6 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В силу п. 2 ст. 49 указанного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой
эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

В силу ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета.

Таким образом, федеральный законодатель, устанавливая соответствующие льготы для отдельных категорий Ф.И.О. Российской Федерации, должен обеспечить названные социальные гарантии соответствующим механизмом полного финансового обеспечения.

Возложение ответственности за ненадлежащее компенсирование муниципальным образованием расходов от предоставления льгот на основании Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ возможно лишь в случае доказанности факта перечисления федеральным бюджетом соответствующих сумм, необходимых для компенсирования указанных расходов, в объеме фактически оказанных услуг по предоставлению льгот.

Между тем, доказательств надлежащего исполнения Министерством финансов Российской Федерации своих обязанностей по компенсированию расходов от предоставления льгот на основании Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ в материалах дела не имеется (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Гражданском кодексе Российской Федерации статья 1609 отсутствует, имеется в виду статья 1069.

Ввиду того, что органы государственной власти Российской Федерации в полном объеме не обеспечили финансовыми средствами исполнение Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, вывод суда апелляционной инстанции о возложении обязанности по возмещению убытков на казну Российской Федерации (ст. 16, 1609 Гражданского кодекса Российской Федерации) является правильным.

Нарушений норм материального и процессуального права судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции законно, обоснованно, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

постановление
суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Оренбургской области от 24.05.2005 (резолютивная часть от 19.05.2005) по делу N А47-13382/04 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Оренбургской области - без удовлетворения.

Председательствующий

СТОЛЯРОВ А.А.

Судьи

АРСЕНОВ И.Г.

ВЕРБЕНКО Т.Л.