Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 13.07.2005 N Ф09-2910/05-С2 по делу N А07-43963/04 Суммы налога на пользователей автомобильных дорог полностью зачисляются в территориальные дорожные фонды субъектов Российской Федерации, поэтому арбитражным судом сделан обоснованный вывод о том, что порядок его зачисления в территориальный фонд и порядок использования определяются законами субъектов Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июля 2005 года Дело N Ф09-2910/05-С2“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Крюкова А.Н., судей Наумовой Н.В., Варламовой Т.В. рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.03.2005 по делу N А07-43963/04.

В судебном заседании приняли участие представители: инспекции - Мухнурова А.Ф. (доверенность от 31.01.2005 N 220/01056); открытого акционерного общества “ИСКОЖ“ (далее - общество) - Щетинина Т.И. (доверенность от 07.07.2005 N 11/97); Хасанова Л.А. (доверенность от 07.07.2005 б/н).

Общество обратилось в Арбитражный суд
Республики Башкортостан с заявлением о признании частично незаконным решения от 15.12.2004 N 220/15791 и требования от 17.12.2004 N 1153 инспекции о взыскании с общества недоимки по налогу на пользователей автодорог за 2001 - 2002 г. в сумме 15720484,57 руб. и соответствующих пеней за несвоевременную уплату указанного налога в сумме 300571,82 руб.

Решением суда первой инстанции от 11.03.2005 (судья Кулаев Р.Ф.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Решение и требование инспекции признаны незаконными.

В порядке апелляционного производства решение не обжаловалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Закона Республики Башкортостан от 24.07.2001 N 225-3 “О мерах государственной поддержки организаций легкой промышленности Республики Башкортостан“, ст. 3, 5 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 12.10.2004 общество представило в инспекцию уточненные налоговые декларации по налогу на пользователей дорог за период с 01.06.2001 по 31.12.2002 на сумму уменьшения 16548569 руб. на основании льготы, предусмотренной указом Президента Республики Башкортостан от 30.05.2001 N УП-255.

Инспекцией на основании заявления общества от 12.10.2004 был произведен возврат суммы налога на пользователей автодорог в сумме 15720484,57 руб.

Также инспекция письмом от 10.11.2004 N 638/14406 отказала в удовлетворении требований общества, мотивировав свой отказ тем, что данный налог является федеральным и в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1
“О дорожных фондах Российской Федерации“ освобождение от его уплаты данным Законом не предусмотрено.

Решением от 15.12.2004 N 220/15791 инспекция, считая, что обществом необоснованно использованы льготы по налогу на пользователей автодорог, предложила уплатить 15720484,57 руб. налога и 300572,82 руб. пеней за его несвоевременную уплату.

Инспекцией в адрес общества было направлено требование от 17.12.2004 N 1153 об уплате указанной задолженности в срок до 21.12.2004.

Несогласие общества с вышеназванным решением явилось основанием для его обращения в суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из неправомерности действий инспекции по выставлению требования об уплате ранее возвращенного обществу налога, несоблюдения инспекцией порядка взыскания данного налога и пеней, предусмотренного ст. 70, 75 Кодекса, а также из отсутствия оснований для такого взыскания, поскольку общество правомерно использовало предоставленную ей законодательством субъекта Российской Федерации льготу по уплате указанного налога.

Данные выводы суда являются правильными, соответствуют действующему законодательству и установленным по делу обстоятельствам.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ налог на пользователей автомобильных дорог является федеральным налогом.

Согласно п. 2 ст. 19 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, порядок зачисления федеральных налогов в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливается законодательными актами Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 2 Закона “О дорожных фондах в РФ“ установлено, что порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определяется законами субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ определено, что налог на пользователей автомобильных дорог подлежит зачислению в консолидированные
бюджеты субъектов Российской Федерации в полном объеме. Кроме того, указанным Законом, а также Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ “О федеральном бюджете на 2001 год“ установлено, что средства, поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся на 01.01.2001 по налогу на пользователей автомобильных дорог, зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Исходя из содержания вышеуказанных норм и с учетом того, что суммы налога на пользователей автомобильных дорог полностью зачисляются в территориальные дорожные фонды субъектов Российской Федерации, арбитражным судом сделан обоснованный вывод о том, что порядок его зачисления в территориальный фонд и использования определяется законами субъектов Российской Федерации.

Поскольку указ Президента Республики Башкортостан от 30.05.2001 N УП-255 и Закон Республики Башкортостан от 24.07.2001 N 225-3 “О мерах государственной поддержки организаций легкой промышленности Республики Башкортостан“, освобождающий организации легкой промышленности Республики Башкортостан от уплаты всех налогов и сборов (за исключением единого социального налога), подлежащих зачислению в республиканский бюджет, в спорный период действовали и не были в установленном законом порядке отменены или признаны не соответствующими действующему законодательству, оснований для вынесения решения и выставления требования об уплате указанного налога и начисления пеней у инспекции не имелось в связи с его своевременной уплатой.

Кроме этого, при избранном способе взыскания налога и пеней (путем вынесения решения и выставления требования об уплате возвращенного излишне уплаченного налога) налоговым органом нарушен порядок взыскания недоимки и пеней, установленный ст. 70, 75 Кодекса.

При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленные требования.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение суда первой инстанции Арбитражного
суда Республики Башкортостан от 11.03.2005 по делу N А07-43963/04 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан - без удовлетворения.

Председательствующий

КРЮКОВ А.Н.

Судьи

НАУМОВА Н.В.

ВАРЛАМОВА Т.В.