Решения и постановления судов

Постановление ФАС Уральского округа от 01.02.2005 N Ф09-29/05-АК по делу N А60-16119/04 Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику по его письменному заявлению, при этом заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 1 февраля 2005 года Дело N Ф09-29/05-АК“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу инспекции МНС РФ по г. Каменску-Уральскому на решение от 23.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 19.10.2004 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-16119/04.

В судебном заседании приняли участие представители: МФ “Фонд поддержки малого предпринимательства г. Каменска-Уральского“ - Кондрашов С.Ю. по доверенности N 10 от 11.01.2005, Трубман И.М. по доверенности N 08/04-04 от 05.05.2004; ИМНС РФ по г. Каменску-Уральскому - Шишин Е.В. по доверенности N 20 от 30.04.2004.

Права и обязанности разъяснены.

Отводов составу суда не заявлено. Ходатайств не поступило.

Муниципальный фонд “Фонд поддержки малого предпринимательства г. Каменска-Уральского“ обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции МНС РФ по г. Каменску-Уральскому о взыскании излишне уплаченных в 1999 - 2001 гг. налогов и сборов в размере 232527 руб. 34 коп.



Решением суда от 23.08.2004 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 19.10.2004 решение суда оставлено без изменения.

Инспекция МНС РФ по г. Каменску-Уральскому с судебными актами не согласна, просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 78 НК РФ, ст. 198 АПК РФ.

Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Муниципальный фонд “Фонд поддержки малого предпринимательства г. Каменска-Уральского“ обращался в Инспекцию МНС РФ по г. Каменску-Уральскому с заявлениями N 12 от 25.04.2002 и N 45 от 23.12.2002 о возврате (зачете) уплаченных в течение 1998 - 2001 гг. платежей по налогам на прибыль, на пользователей автодорог, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, на добавленную стоимость, по целевому сбору на содержание милиции, представив 08.05.2002 уточненные расчеты по налогам, в связи с неиспользованием в более раннем периоде льготы, предусмотренной ст. 8 Федерального закона N 88-ФЗ от 14.06.1995 “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ“.

Инспекцией МНС РФ по г. Каменску-Уральскому проведена выездная налоговая проверка (акт N 101 от 02.02.2004), по результатам которой принято решение N 39 от 11.03.2004, которым признано необоснованным применение заявителем вышеуказанной льготы в связи с несоблюдением условий ее предоставления (не сформирован уставный капитал фонда), в карточках лицевого счета восстановлены платежи, сторнированные согласно заявлению N 12 от 25.04.2002. Данным решением налогоплательщик привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль, целевого сбора, налога на пользователей автодорог в общей сумме 13709 руб.; заявителю предложено уплатить налог на прибыль за 2001 - 2002 гг. в сумме 134792 руб., налог на добавленную стоимость за 2000 год в сумме 3425 руб., налог на пользователей автодорог за 2001 год в сумме 8694 руб., целевой сбор за 2001 год в сумме 254 руб., пени в общей сумме 60198 руб.

Налогоплательщик 07.06.2004 обратился в суд с заявлением о взыскании излишне уплаченных налогов и сборов в размере 232527 руб. 34 коп.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из правомерности применения Муниципальным фондом “Фонд поддержки малого предпринимательства г. Каменска-Уральского“ льготы по налогам и сборам, предусмотренной ст. 8 Федерального закона N 88-ФЗ от 14.06.1995 “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ“.

Арбитражным судом при рассмотрении дела не учтено следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона N 88-ФЗ от 14.06.1995 “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ“ государственными и муниципальными, в том числе специализированными, фондами поддержки малого предпринимательства являются учрежденные уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) фонды, в уставном капитале которых участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет не менее 50%. Доходы от деятельности государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства остаются в их распоряжении, не подлежат налогообложению и направляются на реализацию целей и задач, предусмотренных в настоящем Федеральном законе.



Согласно п. п. 1, 6 ст. 1 Устава Муниципального фонда “Фонд поддержки малого предпринимательства г. Каменска-Уральского“ заявитель является некоммерческой организацией, учредителями которой являются Администрация г. Каменска-Уральского и Учреждение “Центр содействия предпринимательству“.

Таким образом, учитывая смысл и содержание спорной льготы, и в силу сравнительного анализа вышеуказанных норм права и положений п. 1 ст. 3 Федерального закона N 88-ФЗ от 14.06.1995 и ст. 2 АПК РФ, заявителю льготы необходимо доказать право на налоговую льготу фактическим участием в его формировании муниципалитета как собственника имущества. Таких доказательств материалы дела не содержат; обстоятельства соблюдения МФ “Фонд поддержки малого предпринимательства г. Каменска-Уральского“ условий применения заявленной льготы арбитражным судом не устанавливались.

Согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику но его письменному заявлению, при этом заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

При этом плательщик признается исполнившим свою обязанность по уплате налога (сбора) с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 5 от 28.02.2001).

Материалами дела подтверждается, что первоначально спорные суммы налогов и сборов были сторнированы налоговым органом согласно заявлениям налогоплательщика, а затем восстановлены им в процессе выездной налоговой проверки, проведенной с 09.12.2003 по 23.12.2003.

Однако, при рассмотрении дела по существу судом не дана оценка этому обстоятельству и не исследован вопрос о соблюдении заявителем порядка и сроков, предусмотренных в ст. 78 НК РФ.

Поскольку вышеназванные недостатки судебного рассмотрения привели к принятию судом обеих инстанций недостаточно обоснованных решения, постановления, то они подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду надлежит привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц Администрацию г. Каменска-Уральского и Комитет по управлению государственным имуществом.

Кроме того, если фактической целью заявителя является взыскание (возмещение) из бюджета денежных средств, не выплачиваемых ему вследствие неправомерного (по мнению заявителя) бездействия конкретного государственного органа, такого рода интерес может быть защищен путем предъявления в суд требования о взыскании (возмещении) соответствующих денежных средств либо посредством предъявления требования о признании незаконными действий (бездействия) государственного органа.

С учетом того, что заявителем в Арбитражный суд Свердловской области подано также заявление о признании недействительным решения ИМНС РФ по г. Каменску-Уральскому N 39 от 11.03.2004 о доначислении спорных сумм налогов и сборов (дело N А60-16240/04, переданное на новое рассмотрение в первую инстанцию суда постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18.01.2005), суду при новом рассмотрении необходимо исследовать вопрос о возможности объединения данных дел либо предложить заявителю уточнить свои требования.

Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 23.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 19.10.2004 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-16119/04 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в тот же суд в коллегиальном составе судей.