Решения и постановления судов

Постановление ФАС Уральского округа от 19.01.2005 N Ф09-5856/04-АК по делу N А60-7764/04 Платежи за пользование лесным фондом (лесные подати) являются разновидностью платежей за пользование природными ресурсами и относятся к налоговым доходам бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 19 января 2005 года Дело N Ф09-5856/04-АК“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции МНС РФ N 4 по Свердловской области на решение от 02.09.2004 и постановление апелляционной инстанции на 10.11.2004 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-7764/04 по заявлению Межрайонной Инспекции МНС РФ N 4 по Свердловской области к ГУ АБ-239/12 о взыскании 112378,2 руб.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.

В судебном заседании принял участие представитель налогового органа: Пономарева Т.А. - ст. госналогинсп., дов. от 11.01.2005 N 8-юр.

Права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Ходатайств не поступило.

Межрайонная Инспекция МНС РФ N 4 по Свердловской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с ГУ АБ-239/12 (далее - учреждение) штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС в размере 81094,8 руб., налога на пользователей автомобильных дорог в размере 5887,4 руб., налога на прибыль по базе переходного периода в размере 5240 руб., платы за пользование лесным фондом по минимальным ставкам в размере 18974 руб., земельного налога в размере 1182 руб. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).

Решением суда от 02.09.2004 заявленные требования удовлетворены частично. С учреждения взыскан в доход бюджета штраф в размере 46702,1 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. Производство по делу в части взыскания штрафа в размере 112322,74 руб. по п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафа в размере 476,8 руб. по ст. 123 НК РФ прекращено в связи с отказом заявителя от названных требований.

Постановлением апелляционной инстанции от 10.11.2004 решение суда оставлено без изменения.

Инспекция с судебными актами не согласна, просит их в части отказа во взыскании налоговой санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 18144 руб. за неуплату лесных податей отменить, взыскать с учреждения данную сумму, ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судом норм материального права.

По мнению налогового органа, лесная подать является федеральным налогом, в отношении которого определены все элементы налогообложения.

Проверив законность принятых судебных актов в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.



Как следует из материалов дела, выездной налоговой проверкой учреждения по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2001 по 31.12.2002 установлены факты неполной уплаты НДС, неуплаты налога на прибыль, неуплаты налога на пользователей автомобильных дорог, неуплаты платежей за пользование лесным фондом, неуплаты земельного налога. По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 25.09.2003 N 1581 и вынесено решение от 24.10.2003 N 12-362 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Неисполнение требования налогового органа об уплате штрафов в добровольном порядке послужило основанием для обращения инспекции за их взысканием в арбитражный суд.

Разрешив спор, суд пришел к выводу о наличии оснований для взыскания штрафа в части НДС, налога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог и земельного налога. Вместе с тем, суд учел наличие смягчающих обстоятельств и уменьшил размер подлежащего взысканию штрафа до 46702,1 руб.

Отказывая в удовлетворении требований налогового органа о взыскании штрафа за неуплату платежей за пользование лесным фондом суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что плата за пользование лесным фондом (лесная подать или арендная плата) не содержит признаков налога и, соответственно, не может быть взыскан штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ за ее неуплату.

Суд кассационной инстанции считает, что выводы суда об отсутствии оснований для наложения штрафа за неуплату платежа за пользование лесным фондом являются ошибочными исходя из следующего.

Согласно статье 103 Лесного кодекса Российской Федерации платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда.

В соответствии со статьей 104 названного Кодекса лесные подати взимаются за все виды лесопользования.

Ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в соответствующих субъектах Российской Федерации или определяются по результатам лесных аукционов.

В подпункте “и“ пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ определено, что к федеральным относятся платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

В подпункте “б“ пункта 1 статьи 20 данного Закона указано, что к налогам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов относится лесной доход.

На основании статьи 27 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2001 год“ установлено, что в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты закрытых административно-территориальных образований в 2001 году зачисляются доходы от уплаты следующих федеральных налогов и сборов: платежей за пользование лесным фондом - по нормативам, установленным законодательством Российской Федерации.

Согласно Приложению N 3 к Федеральному закону “О федеральном бюджете на 2002 год“ в состав региональных налогов и сборов включены лесные подати.

В соответствии с приложением N 1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 127-ФЗ) платежи за пользование лесным фондом (лесные подати) являются разновидностью платежей за пользование природными ресурсами и относятся к налоговым доходам бюджета.

Исходя из содержания изложенных норм следует, что лесные подати являются налоговыми платежами.

При таких обстоятельствах судебные акты в части отказа во взыскании штрафа за неуплату платежей за пользование лесным фондом следует отменить, в указанной части требования налогового органа удовлетворить.



Вместе с тем, суд кассационной инстанции на основании ст. ст. 112, 114 НК РФ считает возможным снизить размер взыскиваемого штрафа до 9000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 02.09.2004 и постановление апелляционной инстанции на 10.11.2004 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-7764/04 изменить в части отказа в удовлетворении требований.

Взыскать с ГУ АБ-239/12 штраф в сумме 9000 руб. в доход бюджета.

В остальной части судебные акты оставить без изменения.