Решения и постановления судов

Постановление ФАС Уральского округа от 17.01.2005 N Ф09-4408/04-ГК по делу N А71-169/04 Ремонт и коммунальное обслуживание военных городков, зданий и сооружений, предназначенных для расквартирования специальных моторизованных соединений и воинских частей, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 17 января 2005 года Дело N Ф09-4408/04-ГК“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ОАО “Ижмаш-Авто“ на решение от 26.08.2004 Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-169/04 по иску ОАО “Ижмаш-Авто“ к Министерству финансов Удмуртской Республики, при участии третьего лица - Войсковой части N 6575, о взыскании 1274613 рублей 32 копейки.

Лица, участвующие в деле, уведомленные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Ходатайств не поступило.

ОАО “Ижмаш-Авто“ обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Удмуртской Республики, Министерству внутренних дел Удмуртской Республики, при участии третьего лица - Войсковой части N 6575, о взыскании задолженности за потребленную Войсковой частью N 6575 в 1999 - 2002 годах тепловую энергию в сумме 1274613 рублей 32 копейки.

В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил исковые требования, просил взыскать с казны Удмуртской Республики через Министерство финансов Удмуртской Республики задолженность в размере 1274613 рублей 32 копейки за тепловую энергию, отпущенную Войсковой части N 6575 в период с января 1999 года по апрель 2002 года.

Решением от 26.08.2004 в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной инстанции решение от 26.08.2004 не пересматривалось.

Истец - ОАО “Ижмаш-Авто“ - с решением от 26.08.2004 не согласен, просит его отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неприменение судом ст. 51 ФЗ “О внутренних войсках МВД РФ“, ст. 158 Бюджетного кодекса РФ.

Ответчик - Министерство финансов Удмуртской Республики - в письменном отзыве на кассационную жалобу пояснил, что собственником имущества Войсковой части N 6575, а, следовательно, и субсидиарным должником по рассматриваемому спору является Министерство внутренних дел РФ. На основании ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главными распорядителями бюджетных средств для бюджетного учреждения Войсковая часть N 6575 являются: в отношении бюджетных средств Удмуртской Республики - Министерство внутренних дел Удмуртской Республики, в отношении бюджетных средств федерального бюджета - Министерство внутренних дел РФ. В представленном отзыве ответчик просит решение от 26.08.2004 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Проверив в порядке ст. ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения от 26.08.2004, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Как следует из материалов дела, в период с 1999 года по 2002 год Арбитражным судом Удмуртской Республики вынесен ряд решений и на их основании выданы исполнительные листы о взыскании с Войсковой части N 6575 в пользу ОАО “Ижмаш-Авто“ задолженности на общую сумму 1996771 рубль 81 копейка. В ходе сводного исполнительного производства N 141-06/03 было установлено, что Войсковая часть не располагает денежными средствами или имуществом, за счет которых может быть погашена образовавшаяся задолженность, и выданные Арбитражным судом Удмуртской Республики исполнительные листы были возвращены взыскателю без исполнения.

Полагая, что поскольку Войсковая часть N 6575 является учреждением Министерства внутренних дел Российской Федерации, финансируемым за счет средств федерального бюджета, но на основании ст. 51 ФЗ “О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ“ после преобразования части в специализированный моторизованный полк внутренних войск МВД РФ ее финансирование должно осуществляться за счет бюджета Удмуртской Республики, и с учетом того, что согласно ст. 120 ГК РФ при недостаточности у учреждения средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества, ОАО “Ижмаш-Авто“ обратилось с иском к казне Удмуртской Республики о взыскании непогашенной Войсковой частью N 6575 задолженности в размере 1274613 рублей 32 копейки.

Отказывая в иске, суд исходил из того, что согласно ст. 4 ФЗ “О внутренних войсках МВД РФ“ имущество внутренних войск является федеральной собственностью, и в силу п. 2 ст. 120, ст. 399 ГК РФ по обязательствам Войсковой части N 6575 субсидиарную ответственность должен нести собственник ее имущества, в связи с чем требования истца не подлежат удовлетворению за счет казны Удмуртской Республики.

Данные выводы суда нельзя признать достаточно обоснованными.

Из материалов дела усматривается, что должник - Войсковая часть N 6575 - является специальным моторизованным полком внутренних войск МВД РФ.

В соответствии со ст. 51 ФЗ “О внутренних войсках МВД РФ“ ремонт и коммунальное обслуживание военных городков, зданий и сооружений, предназначенных для расквартирования специальных моторизованных соединений и воинских частей, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Из названных положений следует, что обеспечение содержания помещений (в том числе - обеспечение коммунальных услуг), в которых расквартированы специальные моторизованные соединения, в данном случае - Войсковая часть N 6575, Законом напрямую возложено на субъекты Российской Федерации, в рассматриваемом споре - на Удмуртскую Республику.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Из материалов дела видно, что у Войсковой части N 6575 отсутствуют собственные денежные средства или имущество, за счет которого может быть погашена образовавшаяся задолженность, а также то, что командование части неоднократно обращалось к руководству Удмуртской Республики с просьбой о финансировании. Судом не дана надлежащая правовая оценка доводу ответчика о том, что в рассматриваемой ситуации имеет место неисполнение Удмуртской Республикой возложенной на нее Законом обязанности по содержанию Войсковой части N 6575, а недостаточное финансирование должника со стороны бюджета Удмуртской Республики повлекло возникновение у истца - ОАО “Ижмаш-Авто“ - убытков в сумме 1274613 рублей 32 копейки.

При вынесении оспариваемого решения суд не принял во внимание изложенные обстоятельства, не исследовал их и не дал им надлежащую правовую оценку, что повлекло недостаточную обоснованность выводов, изложенных в решении от 26.08.2004 и является основанием для его отмены и направления дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду первой инстанции надлежит устранить отмеченные недостатки, исследовать все существенные для правильного рассмотрения дела обстоятельства, дать им надлежащую правовую оценку, предложить истцу уточнить правовое обоснование иска и принять решение в соответствии с обстоятельствами дела и действующим законодательством. Суду также следует учесть, что при принятии решения арбитражный суд определяет, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу (ст. 168 АПК РФ), и при решении вопроса о том, какой закон подлежит применению, суд не связан доводами лиц, указанных в деле, и вправе применить закон, на который они не ссылались.

Руководствуясь ст. ст. 286, 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 26.08.2004 (резолютивная часть от 17.08.2004) Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-169/04 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.