Решения и постановления судов

Постановление ФАС Уральского округа от 14.01.2005 N Ф09-5713/04-АК по делу N А60-5165/2004 Возврат налога на добавленную стоимость осуществляется налоговым органом на основании соответствующего заявления налогоплательщика. Начисление процентов производится на сумму налога, подлежащего возврату, при нарушении сроков принятия налоговым органом решения о возврате налога и направления его в орган федерального казначейства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 14 января 2005 года Дело N Ф09-5713/04-АК“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Октябрьскому району г. Екатеринбурга на решение от 02.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 30.09.2004 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-5165/2004 по заявлению индивидуального предпринимателя Гречневой Ю.Б. о признании незаконным бездействия налогового органа.

В судебном заседании приняли участие представители: от заявителя - предприниматель Гречнева Ю.Б., т заинтересованного лица - Власова А.Е., специалист 1 категории, по дов. от 31.12.2004.

Права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Ходатайств не поступило.

Предприниматель Гречнева Ю.Б. обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции МНС РФ по Октябрьскому району г. Екатеринбурга о признании незаконным действия (бездействия) налогового органа, выразившегося в невозмещении из бюджета НДС, и взыскании процентов за несвоевременный возврат НДС в сумме 296507 руб. 87 коп.

Решением суда от 02.08.2004 заявленные требования удовлетворены полностью.

Постановлением апелляционной инстанции от 30.09.2004 решение суда оставлено без изменения.

Инспекция МНС РФ по Октябрьскому району г. Екатеринбурга с судебными актами не согласна, просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

При этом налоговая инспекция полагает, что на заявление налогоплательщика о возврате из бюджета НДС ответила письмом, уведомляющим о проведении выездной налоговой проверки. Кроме того, по мнению налогового органа, для получения возмещения из бюджета НДС предприниматель должна была представить в порядке п. 4 ст. 78 НК РФ еще одно заявление о возврате налога.

Проверив законность судебных актов в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.



Из обстоятельств дела видно, что предприниматель Гречнева Ю.Б. в связи с наличием у нее переплаты по НДС за 4 квартал 2001 г. и 1 - 2 кварталы 2002 г. в сумме 224242 руб. 69 коп. обратилась 15.07.2002 в налоговую инспекцию с заявлением о возврате из бюджета указанной суммы налога.

Письмом от 29.08.2002 заявитель была поставлена в известность о проведении выездной налоговой проверки. По результатам проверки ИМНС РФ по Октябрьскому району г. Екатеринбурга было вынесено решение, которым предпринимателю доначислен НДС в сумме 175951 руб. 70 коп. В дальнейшем данное решение налогового органа было признано недействительным решением от 30.01.2004 (постановление апелляционной инстанции от 20.04.2004 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-33953/2003 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23.07.2004 по тому же делу).

Непринятие налоговым органом решения по заявлению от 15.07.2002 о возврате из бюджета НДС послужило поводом для обращения в суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из неправомерности действий налогового органа, указав, что предпринимателем соблюдены все предусмотренные законом условия для возмещения налога на добавленную стоимость.

Вывод суда является правильным, основанным на материалах дела и действующем законодательстве.

В соответствии с п. 1 ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 п. 1 ст. 146 настоящего Кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.

Указанная сумма направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.

Пунктом 3 статьи 176 НК РФ установлены порядок и сроки возмещения (зачета, возврата) из бюджета налога на добавленную стоимость.

В силу данной нормы возврат налога на добавленную стоимость осуществляется налоговым органом на основании соответствующего заявления налогоплательщика. Начисление процентов исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка РФ производится на сумму налога, подлежащего возврату, при нарушении сроков принятия налоговым органом решения о возврате налога и направления его в орган федерального казначейства. Начисление этих процентов не зависит от причин нарушения установленных сроков возврата налога, поскольку указанные проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика при несвоевременном возврате из бюджета причитающихся ему денежных средств.

При этом проценты начисляются при условии отсутствия у налогоплательщика недоимки по налогам, задолженности по пеням и присужденным санкциям, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также при наличии заявления налогоплательщика о возврате налога.

Из материалов дела видно и судом установлено, что заявление в налоговый орган о возврате из бюджета НДС было подано обществом 15.07.2002.

В связи с тем, что налоговый орган, при наличии заявления о возврате НДС, в установленный ст. 176 НК РФ срок решения о возврате сумм налога либо об отказе в возврате сумм НДС не принял, вывод суда о неправомерном бездействии налогового органа и о начислении процентов на сумму, подлежащую возврату из бюджета, является правильным.

Таким образом, оснований для принятия доводов заявителя кассационной жалобы не имеется. Кроме того, налоговым законодательством не предусмотрена подача налогоплательщиком повторного заявления о возврате сумм НДС, подлежащих возврату из бюджета.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:



Решение от 02.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 30.09.2004 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-5165/2004 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.