Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 14.01.2005 N Ф09-4432/04-ГК по делу N А34-1543(1)/2003 Налоговые санкции (штрафы) за налоговые правонарушения, начисленные налоговым органом, не являются ни денежными обязательствами, ни обязательными платежами, которые могут быть заявлены в порядке, определенном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 14 января 2005 года Дело N Ф09-4432/04-ГК“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности судебных актов арбитражных судов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ООО “МФК “Интеграция“ на определение от 09.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 25.10.2004 Арбитражного суда Курганской области по делу N А34-1543(1)/2003 по заявлению ООО “МФК “Интеграция“ о признании ОАО “Шадринский ликеро-водочный завод“ несостоятельным (банкротом).

В судебном заседании приняли участие представители: ООО “МФК “Интеграция“ - Устюжанин К.Д. - доверенность N
1 от 11.01.2005, Федеральной налоговой службы России - Усольцева О.В. - доверенность от 13.01.2005, Сартасов М.Г. - доверенность от 30.12.2004.

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Федеральной налоговой службой России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области заявлено ходатайство о замене уполномоченного органа по делам по банкротству и процедурах банкротства. Ходатайство удовлетворено. Произведена замена Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на Федеральную налоговую службу России (ст. 48 АПК РФ).

Иных ходатайств не поступило.

Российская Федерация в лице Управления МНС РФ по Курганской области обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов ОАО “Шадринский ликеро-водочный завод“ задолженности по обязательным платежам (с учетом уточнения размера требований, принятых судом первой инстанции на основании ст. 49 АПК РФ): 45307154,94 рублей основной недоимки и 13299957,82 рублей пеней и штрафов.

Определением от 09.09.2004 требование Российской Федерации в лице Управления МНС РФ по Курганской области в размере 41425 тыс. рублей основной недоимки и 12557 тыс. пени и штрафов, всего 53982 тыс. рублей включено в реестр требований кредиторов ОАО “Шадринский ликеро-водочный завод“ в третью очередь.

Постановлением апелляционной инстанции от 25.10.2004 того же суда определение от 09.09.2004 оставлено без изменения.

ООО “МФК “Интеграция“ с определением и постановлением не согласно, просит их отменить, передать требования на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов суда об обоснованности требований фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение судом ст. ст. 41, 63, 71 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“, ст. ст. 153, 223, 270 АПК РФ.

Управление ФНС России по Курганской области с доводами кассационной жалобы не согласно, считает
определение и постановление законными и обоснованными.

Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 274, 284, 286, 290 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 26.04.2004 определением Арбитражного суда Курганской области в отношении ОАО “Шадринский ликеро-водочный завод“ введена процедура наблюдения.

Согласно ст. 71 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ после введения в отношении должника процедуры наблюдения для участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику, направив их в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность заявленных требований и наличие оснований для их включения в реестр требований кредиторов.

Признавая требования по обязательным платежам обоснованными и подлежащими включению в реестр кредиторов третьей очереди в размере 53982 тыс. рублей, суд исходил из того, что задолженность должника в указанной сумме подтверждена материалами дела.

Между тем, указанный вывод суда является недостаточно обоснованным (ч. 3 ст. 15 АПК РФ).

К заявлению о включении в реестр требований кредиторов консолидированных требований налоговых органов и внебюджетных фондов прилагаются документы, свидетельствующие о соблюдении налоговым органом внесудебного порядка взыскания задолженности по налогам и сборам, предусмотренные налоговым законодательством.

Как видно из материалов дела, Управлением МНС РФ по Курганской области в подтверждение обоснованности требования по включению в реестр задолженности по налогам, пеням и штрафам представлено: 2 справки о задолженности по обязательным платежам по состоянию на 30.03.2004 и 26.04.2004, 2 заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по начисленным пеням и штрафам от 13.11.2001, 2 решения об утрате права на реструктуризацию по налогам и сборам, 30 требований об уплате налога. Из представленных документов не представляется возможным достоверно определить периоды возникновения задолженности,
обоснованность начисления пеней, соблюдение налоговым органом требований Налогового кодекса (ст. ст. 45, 46, 47, 69, 70, 104, 113, 115 Налогового кодекса РФ).

Кроме требований о включении в реестр кредиторов суммы недоимки по уплате обязательных платежей и пеней (способ обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов), заявлено требование о включении в реестр кредиторов налоговых санкций (штрафов).

Согласно п. 1 ст. 108 Налогового кодекса Российской Федерации, никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

Лицо, согласно п. 6 ст. 108 НК РФ, считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в силу решением суда (при этом, при рассмотрении исковых требований о взыскании санкции, лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения, обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица).

Между тем, суд не учел, что ответственность за налоговые правонарушения - налоговые санкции (штраф) по своей правовой природе близка к ответственности за административные правонарушения.

Налоговые санкции (штрафы) за налоговые правонарушения, начисленные налоговым органом, не являются ни денежными обязательствами, ни обязательными платежами, которые могут быть заявлены в порядке ст. 71 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“.

Учитывая изложенное, судебные акты подлежат отмене, дело следует передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки и принять законный и
обоснованный судебный акт.

Руководствуясь ст. ст. 287, 288, 289, 290 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Определение от 09.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 25.10.2004 Арбитражного суда Курганской области по делу N А34-1543(1)/2003 отменить.

Требование Федеральной налоговой службы России об установлении размера требований к должнику и включении его в реестр кредиторов ОАО “Шадринский ликеро-водочный завод“ передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.