Решения и постановления судов

Постановление ФАС Уральского округа от 14.01.2005 N Ф09-4405/04-ГК по делу N А76-14456/04-35-485 Суд первой инстанции правомерно признал решение налогового органа об отказе в государственной регистрации предприятия в связи с его ликвидацией недействительным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 14 января 2005 года Дело N Ф09-4405/04-ГК“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Курчатовскому району г. Челябинска на решение от 03.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 26.10.2004 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-14456/04-35-485 по иску Муниципального унитарного предприятия “Аптека N 235“ к Инспекции МНС РФ по Курчатовскому району г. Челябинска о признании недействительным ненормативного акта.

В судебном заседании приняли участие представители: истца - Черкасов К.П. (доверенность от 13.01.2005), Молоканова С.Л. (доверенность от 13.01.2005); ответчика - Золотухин И.А. (доверенность N 7770 от 17.05.2004).

Права и обязанности разъяснены, отводов составу суда не заявлено. Ходатайств не поступило.

МУП “Аптека N 235“ обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Инспекции МНС РФ по Курчатовскому району г. Челябинска о признании недействительным решения Инспекции МНС РФ по Курчатовскому району г. Челябинска от 21.07.2004 об отказе в государственной регистрации МУП “Аптека N 235“ в связи с его ликвидацией.

Решением от 03.09.2004 исковые требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 26.10.2004 решение оставлено без изменения.

Инспекция МНС РФ по Курчатовскому району г. Челябинска с решением и постановлением не согласна, просит их отменить.

Оспаривая судебные акты, заявитель ссылается на неправильное применение судом ст. ст. 63, 64 ГК РФ, неправильное установление фактических обстоятельств дела.

Проверив законность судебных актов в порядке ст. ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление отмене не подлежат по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, решением Инспекции МНС РФ по Курчатовскому району г. Челябинска от 21.07.2004 отказано в государственной регистрации МУП “Аптека N 235“ в связи с его ликвидацией в соответствии с п. 1 ст. 23 ФЗ РФ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ на основании непредставления заявителем ликвидационного баланса (пп. б п. 1 ст. 21 ФЗ РФ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“). Регистрирующий орган признал ликвидационный баланс МУП “Аптека N 235“ непредставленным, поскольку в нем не отражена непогашенная задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами.

В силу п. 6 ст. 64 ГК РФ погашенными считаются требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд.

Материалами дела подтверждается, что истцом соблюден порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный ст. 63 ГК РФ.

Ликвидационная комиссия МУП “Аптека N 235“ не признала требование Инспекции МНС РФ по Курчатовскому району г. Челябинска о погашении задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами.

Поскольку Инспекция МНС РФ по Курчатовскому району г. Челябинска в арбитражный суд с иском о принудительном взыскании задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами не обращалась, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ссылка ответчика на наличие у истца кредиторской задолженности, не отраженной в ликвидационном балансе, несостоятельна.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции на основании ст. ст. 8, 21, 23 ФЗ РФ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ правомерно признал решение Инспекции МНС РФ по Курчатовскому району г. Челябинска от 21.07.2004 об отказе в государственной регистрации МУП “Аптека N 235“ в связи с его ликвидацией недействительным.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что решение об отказе в государственной регистрации не является ненормативным правовым актом и спор об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией должен рассматриваться в общеисковом порядке, а не по правилам гл. 24 АПК РФ, отклоняется по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ст. 29 АПК РФ, арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти и иных органов. При этом, по смыслу ч. 1 ст. 198 АПК РФ, основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным являются его предполагаемое несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной деятельности, создание препятствий в ее осуществлении либо незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей.

Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу ст. 13 ГК РФ может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.

Согласно ст. 1 ФЗ РФ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, государственная регистрация юридических лиц - это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с данным Федеральным законом. В силу ст. 23 ФЗ РФ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти может вынести решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

Решение об отказе в государственной регистрации МУП “Аптека N 235“ в связи с его ликвидацией является ненормативным правовым актом, поскольку является документом властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, нарушающие права истца и влекущий неблагоприятные для него правовые последствия.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены решения и постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Челябинской области в соответствии со ст. 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.

На основании изложенного обжалуемые решение и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Челябинской области являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 03.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 26.10.2004 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-14456/04-35-485 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.