Решения и постановления судов

Постановление ФАС Уральского округа от 13.01.2005 N Ф09-4425/04-ГК по делу N А60-19574/2004 Поскольку представление контролирующего органа о неправомерном расходовании денежных средств содержит обязательные предписания, неисполнение которых может повлечь для проверяемого правовые последствия, вывод суда о том, что оспариваемое представление является ненормативным актом и может быть обжаловано, правомерен.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 13 января 2005 года Дело N Ф09-4425/04-ГК“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РФ по Свердловской области на решение от 17.09.2004 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-19574/2004 по заявлению Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения г. Первоуральска о признании незаконным ненормативного акта Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РФ по Свердловской области.

В судебном заседании приняли участие представители: Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения г. Первоуральска - Светлаков А.Н., доверенность N 7 от 11.01.2005, Соболева Н.Г. - доверенность N 117 от 11.01.2005; Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РФ по Свердловской области - Бережницкая К.О., доверенность N 62-07-31/44 от 23.11.2004.

Права и обязанности присутствующим разъяснены, отводов составу суда и ходатайств не заявлено.

Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения г. Первоуральска обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании неправомерными действий Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РФ по Свердловской области по квалификации расчетов суммы средств, необходимых для возмещения расходов сумм выпадающих доходов по бесплатному проезду отдельным категориям граждан и деятельности по возмещению сумм выпадающих доходов предприятиям за предоставленные услуги “Бесплатный проезд в транспорте общего пользования (кроме такси)“ не соответствующими закону; признать акт проверки от 14.05.2004 и заключение на разногласия от 31.05.2004 недействительными.

В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель изменил предмет требований, просил признать недействительным представление Контрольно-ревизионного управления Министерства Финансов РФ по Свердловской области, полученное 07.07.2004.

Решением от 17.09.2004 требования удовлетворены. Представление Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РФ по Свердловской области б/н б/д о неправомерном расходовании Территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области - Управлением социальной защиты населения г. Первоуральска, денежных средств в сумме 1551,2 тысяч рублей, искажении бухгалтерской отчетности - сокрытии кредиторской задолженности признано незаконным.

В апелляционной инстанции решение не пересматривалось.

Контрольно-ревизионное управление Министерства Финансов РФ по Свердловской области с решением не согласно, просит его отменить, в удовлетворении заявления отказать.

Оспаривая судебный акт, заявитель ссылается на неприменение судом п. 1 ст. 23 Инструкции “О порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами МФ РФ“, утвержденной приказом Министерства финансов РФ N 42н от 14.04.2000, в соответствии с которой, руководитель контрольно-ревизионного органа вправе издавать представления о принятии мер по пресечению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц, а оспариваемым представлением не могут быть нарушены права истца, поскольку оно в соответствии со ст. 282 Бюджетного кодекса РФ носит рекомендательный характер и не является мерой принуждения.

Проверив законность судебного акта, исходя из доводов кассационной жалобы, в порядке ст. ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает, что решение отмене не подлежит по следующим основаниям.



Как следует из материалов дела, Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов РФ по Свердловской области проведена проверка целевого использования субвенций, выделенных из федерального бюджета на возмещение расходов в части предоставления льгот по проезду в соответствии с ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ на автомобильном транспорте городского и пригородного сообщения в 2003 году (акт проверки от 14.05.2004).

В ходе проверки Контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов РФ по Свердловской области сделаны выводы о неправомерном характере расходов, произведенных Территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области - Управлением социальной защиты населения г. Первоуральска ввиду:

- отсутствия договоров с индивидуальными предпринимателями Ведерниковой Н.З., Джинджолия Е.В. в сумме 19907,24 рублей;

- завышения среднего количества лиц с правом бесплатного проезда на городских и пригородных маршрутах, без учета представления льготы по проезду по другим правовым актам в сумме 571569,75 рублей;

- предъявления к возмещению дважды расходов на пригородном маршруте N 150 “Первоуральск-Екатеринбург“ как в расчет выпадающих доходов, так и на основании поименных списков льготников в размере 959675 рублей.

По результатам ревизии Контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов РФ по Свердловской области вынесено представление, которым Управлению социальной защиты населения г. Первоуральска предложено принять меры по пресечению выявленных нарушений, восстановить в учете кредиторскую задолженность, возместить причиненный ущерб путем уменьшения кредиторской задолженности на сумму 1551,2 тыс. рублей.

Считая указанное представление незаконным, нарушающим права и законные интересы, Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения г. Первоуральска обратилось в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов РФ по Свердловской области в нарушение ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ не доказаны обстоятельства, изложенные в акте проверки от 14.05.2004, на основании которых вынесено оспариваемое представление. Оспариваемое представление оценено судом как ненормативный акт, который может быть обжалован в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что решение и действие не соответствуют закону и (или) иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Под ненормативным правовым актом государственного органа или органа местного самоуправления понимается документально оформленное одностороннее властно-распорядительное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти (органа, должностного лица), содержащее обязательные предписания по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу и направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений.

Поскольку представление Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РФ по Свердловской области о неправомерном расходовании денежных средств содержит обязательные предписания, неисполнение которых может повлечь для проверяемого правовые последствия, вывод суда о том, что оспариваемое представление является ненормативным актом и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, правомерен.

Указание на рекомендательный характер оспариваемого представления не изменяет его властно-распорядительной природы.

Доводы заявителя жалобы о том, что представление о неправомерном расходовании денежных средств вынесено в пределах полномочий, предоставленных руководителю контрольно-ревизионного органа в соответствии с Инструкцией о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ, утвержденной приказом Министерства финансов РФ N 42н от 14.04.2000 и Положением о контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов РФ в субъекте РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 888 от 06.08.1998, отклоняется, поскольку предметом рассматриваемого спора является не право на вынесение по результатам проверки представления, а его обоснованность.

В части установленных судом фактических обстоятельств дела о недоказанности неправомерного расходования Управлением социальной защиты населения г. Первоуральска денежных средств, решение Контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов РФ по Свердловской области не обжалуется, что подтверждено его представителем в судебном заседании при рассмотрении кассационной жалобы. В связи с этим, законность выводов суда первой инстанции в указанной части судом кассационной инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 286 АПК РФ не проверяется.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Свердловской области и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.



Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 17.09.2004 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-19574/2004 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.