Решения и постановления судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.12.2005 по делу N А82-12105/2004-29 Если налоговое правонарушение, совершенное налогоплательщиком, обнаруживается и фиксируется актом выездной налоговой проверки, то начало течения шестимесячного срока давности взыскания налоговой санкции связывается именно с указанным актом. Если акта налоговой проверки не требуется, начало течения шестимесячного срока давности для обращения в суд о взыскании налоговой санкции связывается с выносимым по материалам проверки решением руководителя налогового органа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 29 декабря 2005 года Дело N А82-12105/2004-29“

(извлечение)

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ярославля (далее Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о взыскании 400 рублей штрафа по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации с жилищно-строительного кооператива (далее ЖСК, Кооператив).

Решением суда первой инстанции от 16.05.2005 заявленные требования удовлетворены частично. С Кооператива взыскан штраф в размере 100 рублей за непредставление в установленный срок бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках за 2003 год. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 16.09.2005 решение суда оставлено без изменения.

Инспекция не согласилась с выводами суда и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования.

Заявитель кассационной жалобы считает, что суд неправильно применил пункт 1 статьи 115 и пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации. По его мнению, срок давности взыскания налоговой санкции Инспекцией не пропущен, так как она обратилась в суд с заявлением в пределах установленного шестимесячного срока.

Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ЖСК представил 31.03.2004 в Инспекцию бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за 1, 2 и 3-й кварталы 2003 года и 2003 год в целом.

Инспекция провела камеральную налоговую проверку указанных документов и установила, что в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации они представлены Кооперативом с нарушением срока, установленного в пункте 2 статьи 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“. Согласно названным нормам организации обязаны представлять в налоговый орган годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года.

Рассмотрев материалы проверки, руководитель налогового органа принял решение от 20.05.2004 N 29 о привлечении ЖСК к налоговой ответственности, предусмотренной в пункте 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 400 рублей штрафа.



Штраф Кооператив не уплатил, поэтому налоговый орган обратился за его взысканием в арбитражный суд.

Частично отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Ярославской области исходил из того, что налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании налоговых санкций за пределами шестимесячного срока, установленного в статье 115 Налогового кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел, что принятые судебные акты подлежат отмене.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете“.

Обязанность налогоплательщиков по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога установлена в пункте 1 статьи 289 Кодекса.

Согласно пункту 4 данной статьи налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В пункте 2 статьи 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ установлена обязанность организаций, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом или иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 115 Кодекса налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в шестом абзаце пункта 4.1 постановления N 9-П от 14.07.2005, если налоговое правонарушение, совершенное налогоплательщиком, обнаруживается и фиксируется актом выездной налоговой проверки, то начало течения шестимесячного срока давности взыскания налоговой санкции связывается именно с указанным актом. Если акта налоговой проверки не требуется, начало течения шестимесячного срока давности для обращения в суд о взыскании налоговой санкции связывается с выносимым по материалам проверки решением руководителя налогового органа.

В рассматриваемом случае моментом обнаружения правонарушения, с которого у налогового органа возникало право обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции, следует считать дату принятия налоговым органом решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, то есть 20.05.2004.

С заявлением о взыскании налоговой санкции Инспекция обратилась в арбитражный суд 30.09.2004. Следовательно, срок давности взыскания налоговой санкции, установленный в пункте 1 статьи 115 Кодекса, Инспекцией не пропущен.

Вывод Арбитражного суда Ярославской области о том, что моментом обнаружения правонарушения следует считать день, установленный законодателем как предельный срок представления бухгалтерской отчетности, основан на неправильном применении норм материального права, поэтому решение от 16.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 16.09.2005 в части отказа во взыскании 300 рублей штрафных санкций подлежат отмене, а требование Инспекции - удовлетворению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, суд первой и апелляционной инстанций не допустил.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 500 рублей по первой инстанции, 1000 рублей по апелляционной инстанции и 1000 рублей по кассационной инстанции относится на жилищно-строительный кооператив.



Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 16.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 16.09.2005 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-12105/2004-29 частично отменить.

Требование Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ярославля о взыскании 300 рублей штрафных санкций удовлетворить.

Взыскать с жилищно-строительного кооператива на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые санкции в сумме 300 рублей.

В остальной части решение от 16.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 16.09.2005 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-12105/2004-29 оставить без изменения.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Арбитражный суд Ярославской области, а не Арбитражный суд Кировской области.

Арбитражному суду Кировской области выдать исполнительный лист.

Обязать жилищно-строительный кооператив в порядке, установленном в статье 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации, уплатить государственную пошлину по кассационной инстанции в сумме 1000 рублей, по первой инстанции - 500 рублей и по апелляционной инстанции 1000 рублей в десятидневный срок.

В случае неуплаты ЖСК государственной пошлины в установленный законом срок Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительный лист на ее взыскание.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.