Решения и постановления судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.12.2005 N А43-8123/2005-9-283 Решение региональной энергетической комиссии об утверждении тарифов на электрическую энергию для населения соответствует действующему законодательству, и основания для признания его незаконным отсутствуют.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 28 декабря 2005 года Дело N А43-8123/2005-9-283“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Евтеевой М.Ю., судей Базилевой Т.В., Масловой О.П., при участии представителей от заявителя: Шарнина Р.В. (дан Арзамасским ГОВД Нижегородской области 19.12.2002), от заинтересованного лица: Сбитнева Д.Н. (доверенность от 12.12.2005 N 38), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - гражданина Ф.И.О. на решение от 14.07.2005 по делу N А43-8123/2005-9-283 Арбитражного суда Нижегородской области, принятое судьями Сандовой Е.М., Гущевой Н.В., Новиковой Н.Н., по заявлению гражданина Ф.И.О. к Региональной энергетической комиссии Нижегородской области о признании недействующим решения и

УСТАНОВИЛ:

Гражданин Шарнин Рудольф Васильевич обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Региональной энергетической комиссии Нижегородской области (далее - РЭК) о признании недействующим решения от 21.12.2004 N 31/1 “О тарифах на электрическую энергию для потребителей Нижегородской области, отнесенных к 2 группе (население)“.

Решением от 14.07.2005 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Гражданин Шарнин Р.В. не согласился с принятым решением и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что суд неправильно применил статью 19 Конституции Российской Федерации, статью 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и не применил пункт 3 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации. На его взгляд, решение РЭК от 21.12.2004 N 31/1 не зарегистрировано в реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области и, следовательно, не подлежало исполнению и официальному опубликованию; названным решением необоснованно установлен повышенный тариф в размере 1 рубля 60 копеек за один киловатт при использовании электроэнергии свыше 50 киловатт; это решение приводит к дискриминации потребителей в зависимости от прописки, количества членов семьи, факта проживания при церквях, налагает бремя предоставления дополнительных сведений в РЭК; за счет заявителя оплачивается электроэнергия, потребляемая льготниками; суд не дал ответа на вопрос, являются ли потребителями члены семьи, с которыми не заключен договор на электроснабжение.

РЭК не согласилась с доводами, приведенными в кассационной жалобе.

Законность принятого Арбитражным судом Нижегородской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, РЭК приняла решение от 21.12.2004 N 31/1 “О тарифах на электрическую энергию для потребителей Нижегородской области, отнесенных к 2 группе (население)“, которое опубликовано в газете “Нижегородская правда“ от 29.12.2004. Этим решением с 01.01.2005 установлена норма (лимит) месячного потребления электороэнергии в размере 50 киловатт на одного человека, в пределах которой оплата электроэнергии производится по базовому тарифу (пункт 1.2 решения), и утверждены базовые тарифы на электроэнергию для населения Нижегородской области, проживающего в городах и населенных пунктах городского типа с установленными газовыми плитами, в размере 90 копеек за киловатт и экономически обоснованные тарифы в размере 1 рубль 60 копеек за киловатт (пункт 1.4.1.1 решения).

Гражданин Шарнин Р.В. посчитал, что названное решение РЭК принято с нарушением его прав, и обжаловал указанный нормативный акт в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 15, частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, пунктом 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 4 и 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, пришел к выводу о том, что решение РЭК от 21.12.2004 N 31/1 соответствует действующему законодательству, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.



Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения в силу следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно пункту 10 указа губернатора Нижегородской области от 01.11.2004 N 76 “О внесении изменений в указ губернатора Нижегородской области от 11.12.2001 N 94“ газета “Нижегородская правда“ является официальным источником опубликования нормативных правовых актов органов исполнительной власти Нижегородской области.

Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что решение РЭК от 21.12.2004 N 31/1 “О тарифах на электрическую энергию для потребителей Нижегородской области, отнесенных к 2 группе (население)“ опубликовано для всеобщего сведения 29.12.2004 в газете “Нижегородская правда“. Неуказание номера и даты регистрации данного нормативного правового акта в реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области само по себе не нарушает прав граждан на ознакомление с этим актом, не влияет на содержание норм права и не влечет их недействительность.

В силу статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ (в редакции, действовавшей в спорный период) предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации с выделением предельных уровней для населения ежегодно до принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и вводятся в действие с начала указанного года в порядке, установленном данным Федеральным законом. Указанные предельные уровни тарифов могут быть установлены Правительством Российской Федерации с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

Решение от 21.12.2004 N 31/1 “О тарифах на электрическую энергию для потребителей Нижегородской области, отнесенных к 2 группе (население)“ принято и опубликовано до принятия Закона Нижегородской области от 31.12.2004 N 163-3 “Об областном бюджете на 2005 год“, то есть соответствовало требованиям Федерального закона “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“.

Согласно пункту 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

В пункте 4 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 N 1444 “Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением“ установлено, что в целях защиты малоимущих слоев населения при повышении тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешено устанавливать за счет частичного сохранения перекрестного субсидирования региональный лимит электроэнергии (в товарном и стоимостном выражении), в пределах которого допускается отпуск электрической энергии малоимущим слоям населения по тарифам ниже минимального уровня. Размер указанного лимита электроэнергии определяется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации исходя из величины полезного отпуска электрической энергии населению этого субъекта Российской Федерации, количества малоимущих потребителей на его территории и социально обоснованной нормы месячного потребления электрической энергии. Порядок использования регионального лимита электроэнергии утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, установленный в пункте 1.8.1 решения от 21.12.2004 N 31/1 “О тарифах на электрическую энергию для потребителей Нижегородской области, отнесенных к 2 группе (население)“ тариф в размере 90 копеек за киловатт при проживании в монастырях и священнослужителей при церквях не противоречит действующему законодательству.

С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного гражданином Шарниным Р.В. требования.

Довод заявителя о том, что решение РЭК в нарушение пункта 3 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничивает его право на использование электрической энергии в необходимом ему количестве, не может быть принят во внимание, поскольку документально не подтвержден.

Нормы материального права применены Арбитражным судом Нижегородской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием к отмене судебного акта, не установлено.

Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, так как заявитель - инвалид второй группы - освобожден от ее уплаты на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:



решение от 14.07.2005 Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-8123/2005-9-283 оставить без изменения, а кассационную жалобу гражданина Ф.И.О. - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

ЕВТЕЕВА М.Ю.

Судьи

БАЗИЛЕВА Т.В.

МАСЛОВА О.П.