Решения и постановления судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.12.2005 N А38-2406-17/279-2005 Во взыскании штрафа за непредставление в установленный срок налоговой декларации отказано правомерно, ввиду отсутствия законных оснований для взыскания с налогоплательщика искомого штрафа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 26 декабря 2005 года Дело N А38-2406-17/279-2005

(извлечение)

Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Йошкар-Оле (далее Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью (далее ООО, Общество) 37308 рублей 50 копеек штрафа по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за апрель 2004 года.

Решением от 03.08.2004 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым решением, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт.

По мнению заявителя, суд неправильно применил статьи 119, 163 и 174 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговый орган считает, что правомерно привлек Общество к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку ООО, получившее в июне 2004 года выручку от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога в сумме, превышающей один миллион рублей, утратило право на ежеквартальное представление налоговых деклараций и исчисление налога, поэтому должно было представить налоговую декларацию за апрель не позднее 20 мая. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.

Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании против доводов Инспекции возразили, считают вынесенный судебный акт законным и обоснованным.

Налоговый орган о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом.

Законность судебного акта Арбитражного суда Республики Марий Эл проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО, руководствуясь пунктом 2 статьи 163 и пунктом 6 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации, представило 19.07.2004 в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за II квартал 2004 года.

В июне 2004 года выручка Общества от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога превысила один миллион рублей и составила 1293169 рублей, поэтому организация дополнительно представила в налоговый орган 17.12.2004 налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за апрель 2004 года.

Рассмотрев материалы камеральной проверки данной декларации, заместитель руководителя Инспекции сделал вывод о пропуске установленного срока представления этой декларации (20.05.2005), поэтому принял решение от 16.03.2005 N 3112-235 о привлечении ООО к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 37308 рублей 50 копеек.

Общество не уплатило налоговую санкцию в срок, установленный в требовании от 17.03.2005 N 3066, поэтому налоговый орган обратился за ее взысканием в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Республики Марий Эл руководствовался статьями 119, 143, 163 и 174 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом суд исходил из того, что законные основания для взыскания с налогоплательщика искомого штрафа отсутствуют.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В статье 119 Кодекса предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.

Согласно пункту 1 статьи 163 Кодекса налоговый период по налогу на добавленную стоимость устанавливается как календарный месяц.

Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал (пункт 2 названной статьи).

В соответствии с пунктом 5 статьи 174 Кодекса налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Кодекса.

Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими один миллион рублей, вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнении работ оказании услуг, в том числе для собственных нужд) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (пункт 6 статьи 174 Кодекса).

Из указанных норм следует, что налогоплательщик при выполнении условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 163 Кодекса, вправе самостоятельно выбирать налоговый период для уплаты налога на добавленную стоимость. Налогоплательщик обязан представлять декларацию ежемесячно, начиная с месяца, в котором произошло превышение сумм выручки, если в каком-либо месяце квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость превысила один миллион рублей.

Вместе с тем Кодекс не содержит норм, устанавливающих срок представления декларации по налогу за месяц, предшествующий месяцу, в котором произошло превышение суммы выручки.

Материалы дела свидетельствуют, и это не отрицается Инспекцией, что выручка Общества от реализации товаров превысила один миллион рублей в июне 2004 года, то есть в последнем месяце второго квартала. При этом налоговую декларацию за II квартал 2004 года ООО представило в установленный срок - 19.07.2005.

Арбитражный суд Республики Марий Эл, всестороннее, объективно и полно исследовав представленные в материалы дела доказательства, установил, что декларация за II квартал 2004 года содержит все данные, необходимые налоговому органу для камеральной проверки правильности исчисления и уплаты Обществом налога на добавленную стоимость за апрель, май и июнь 2004 года.

Материалы дела не содержат документов, опровергающих данные фактические обстоятельства.

С учетом изложенного у налогового органа отсутствовали законные основания для привлечения ООО к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому суд правомерно отказал Инспекции в удовлетворении заявленного требования о взыскании с Общества 37308 рублей 50 копеек штрафа.

Нормы материального права применены Арбитражным судом Республики Марий Эл правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены вынесенного судебного акта, им не допущено, поэтому решение суда является законным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 03.08.2005 по делу N А38-2406-17/279-2005 Арбитражного суда Республики Марий Эл оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Йошкар-Оле - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.