Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.12.2005 N А17-2108/5-2005 Начисление пеней за неуплату налогоплательщиком ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу действующим законодательством не предусмотрено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 21 декабря 2005 года Дело N А17-2108/5-2005“

(извлечение)

Открытое акционерное общество (далее - ОАО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Ивановской области (далее - Инспекция, налоговый орган), выразившихся в начислении пеней на ежемесячные авансовые платежи за 2001 - 2004 годы и первый квартал 2005 года по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, об обязании налогового органа провести сложение неправомерно начисленных пеней по состоянию на 25.07.2005
и о признании недействительным требования от 27.05.2005 N 156/596 в части взыскания 573286 рублей 11 копеек пеней по единому социальному налогу.

Решением суда от 20.09.2005 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Инспекция не согласилась с принятым по делу судебным актом в части признания недействительным требования от 27.05.2005 N 156/596 и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ивановской области.

Заявитель считает, что суд нарушил статью 75 и пункт 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации; налоговый орган обоснованно начислил пени на неуплаченные суммы авансовых платежей за каждый месяц налогового периода, поскольку ежемесячный авансовый платеж по единому социальному налогу и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является частью единого социального налога и страховых взносов.

Представитель Общества в судебном заседании отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе, указав на законность оспариваемого судебного акта.

Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направила.

Законность принятого Арбитражным судом Ивановской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекция предъявила Обществу требование от 27.05.2005 N 156/596 об уплате пеней в том числе в сумме 573286 рублей 11 копеек за неуплату ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу.

Удовлетворив заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 52 - 55, 75 и 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также учел разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данные в пункте 20 постановления от
28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“. При этом суд исходил из того, что налоговое законодательство не предусматривает начисление пеней за неуплату ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со статьей 75 Кодекса пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Согласно положениям статей 52 - 55 Кодекса налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.

В силу пункта 1 статьи 55 Кодекса налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 20 постановления от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном
виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса.

На основании статьи 240 Кодекса налоговым периодом по единому социальному налогу является календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В статье 243 Кодекса установлено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Ежемесячные авансовые платежи уплачиваются не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой
декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.

Из приведенных норм следует, что налоговое законодательство не предусматривает начисления пеней за неуплату налогоплательщиком ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу.

В рассматриваемом случае налоговый орган начислил Обществу 573286 рублей 11 копеек пеней за неуплату ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованном начислении Обществу спорной суммы пеней за неуплату ежемесячных авансовых платежей, в связи с чем правомерно признал требование налогового органа от 27.05.2005 N 156/596 недействительным.

С учетом изложенного нормы материального права Арбитражный суд Ивановской области применил правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями к отмене судебного акта, суд не установил.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 20.09.2005 по делу N А17-2108/5-2005 Арбитражного суда Ивановской области оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Ивановской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.