Решения и постановления судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.12.2005 N А11-2820/2005-К2-20/152 Проведение органом местного самоуправления конкурса на право выполнения пассажирских перевозок по маршрутам сети не является нарушением антимонопольного законодательства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 15 декабря 2005 года Дело N А11-2820/2005-К2-20/152“

(извлечение)

Совет народных депутатов округа Александров Владимирской области (далее Совет) обратился в Арбитражный суд Владимирской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее - Управление) с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением о признании незаконными решения от 09.02.2005 и предписания от 28.06.2005 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Решением от 12.07.2005 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 29.08.2005, с учетом определения об исправлении опечатки от 08.09.2005, решение оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данные судебные акты.

По мнению заявителя, суд неполно выяснил юридически значимые обстоятельства, изложенные в судебных актах, его выводы не соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

Совет в отзыве на кассационную жалобу доводы заявителя отклонил, указав на правомерность состоявшихся судебных актов.

Стороны, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в заседание суда представителей не направили.

Законность судебных актов Арбитражного суда Владимирской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Советом народных депутатов округа Александров Владимирской области 16.11.2004 принято решение N 228 “Об утверждении Положения “О создании условий для предоставления транспортных услуг населению автотранспортом общего пользования и организации транспортного обслуживания в округе Александров“. Разделом (параграфом) 5 Положения предусмотрено проведение конкурса на получение права осуществления перевозок по маршрутной сети округа.

Участниками конкурса могут быть любые юридические лица и предприниматели без образования юридического лица, имеющие лицензию на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования, обладающие практическим опытом работы по перевозкам пассажиров (пункт 2 раздела 5 Положения).

Управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области 09.02.2005 вынесло решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства, которым признало названное Положение в части параграфа 5 противоречащим пункту 1 статьи 7 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Из мотивировочной части решения следует, что указанный акт принят с нарушением статьи 71 Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 7 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ (далее - Закон о конкуренции) и с превышением предоставленных соответствующим муниципальным органом полномочий. По мнению Управления, организация автобусного маршрута на договорной основе возможна лишь в тех случаях, когда заказчиком автотранспорта и лицом, заключающим договор об организации пассажирских перевозок, выступает само муниципальное образование или лицо, уполномоченное от его имени приобретать имущественные права и обязанности. Договоры, заключенные по итогам конкурса, носят гражданско-правовой характер и должны отвечать требованиям подраздела 2 раздела III Гражданского кодекса Российской Федерации. На конкурсной основе могут размещаться только муниципальные контракты, которые обеспечивают нужды местного самоуправления, предусмотренные в расходах муниципального бюджета.

Проведение конкурса в качестве условия получения права работы на коммерческих маршрутах может иметь своим результатом ограничение конкуренции, устранение с рынка не участвующих и проигравших хозяйствующих субъектов и привести к переделу и монополизации рынка пассажирских перевозок.

Одновременно Совету выдано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем исключения из Положения, утвержденного решением Совета народных депутатов от 16.11.2004 N 228, параграфа 5. О выполнении предписания предложено сообщить в срок до 12.03.2005.

Совет обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения и предписания Управления незаконными.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ имеет дату 10.12.1995, а не 10.02.1995.

Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Владимирской области руководствовался статьями 2, 4, пунктом 1 статьи 7 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, подпунктом 20 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, статьями 1, 3, 6 Федерального закона от 10.02.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“, статьями 5, 6 Закона Владимирской области от 06.04.2004 N 18-ОЗ “Об основах организации перевозки пассажиров транспортом общего пользования на территории Владимирской области“. При этом суд исходил из того, что законные основания для отказа Совету в удовлетворении заявленного требования отсутствуют.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел основания для ее удовлетворения.

Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ в соответствии с его статьей 2 распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В статье 7 Закона о конкуренции (в редакции Федеральных законов от 25.05.1995 N 83-ФЗ, от 09.10.2002 N 122-ФЗ) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов. В том числе запрещается вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации; необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере.

В силу пункта 3 статьи 12 Закона о конкуренции антимонопольный орган вправе выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям, а также их должностным лицам обязательные для исполнения предписания:

об отмене или изменении принятых ими актов, противоречащих антимонопольному законодательству;

о прекращении нарушений антимонопольного законодательства;

о расторжении или об изменении соглашений, заключенных ими и противоречащих антимонопольному законодательству;

о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

В подпункте 20 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ определено, что организация транспортного обслуживания населения относится к вопросам местного значения.

Согласно пункту 6 статьи 72 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 “О местном самоуправлении в Российской Федерации“ администрация руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляет контроль за работой иных транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждает маршруты и графики движения местного транспорта, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории города; обеспечивает учет автомобилей и других видов механических транспортных средств в городе; организует и контролирует обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях и в аэропортах.

В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер защиты жизни, здоровья и имущества граждан, их прав и законных интересов.

В статье 4 данного Федерального закона в систему законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения включены нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которыми осуществляется решение вопросов безопасности дорожного движения по вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции Российской Федерации (пункт 3 и 4 статьи 6 Федерального закона), устанавливаются мероприятия по организации дорожного движения (статья 21 Федерального закона).

Пункт 1 статьи 6 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ не относит к компетенции Российской Федерации вопросы организации деятельности городского, пригородного и междугородного транспорта. Следовательно, эти вопросы отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 4 статьи 6 данного Федерального закона нормы законодательства Российской Федерации и ее субъектов в области безопасности дорожного движения обязательны для органов местного самоуправления при организации перевозочного процесса и обеспечении его безопасности для граждан.

Правоотношения, возникающие по поводу пассажирских перевозок, возникают не только между перевозчиком и пассажиром - потребителем услуг по перевозке. Статья 2 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ относит к вопросам организации дорожного движения комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, которые по своему содержанию являются административными правоотношениями.

В статье 5 данного Федерального закона дается перечень мер, которые направлены на обеспечение безопасности движения и не могут регулироваться на основе равноправия сторон, а подразумевают Ф.И.О. власти (подчинения), характерные для административных правоотношений. К ним отнесены, в частности, регулирование деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; осуществление деятельности по организации дорожного движения; осуществление государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Данные правоотношения возникают также между перевозчиком и уполномоченными органами государственной власти по вопросам технического обеспечения безопасности движения, соблюдения установленных технических, санитарных, кадровых и иных требований к перевозчикам, которые не охватываются действием гражданского законодательства.

В соответствии с Законом Владимирской области от 06.04.2004 N 18-ОЗ “Об основах организации перевозки пассажиров транспортом общего пользования на территории Владимирской области“ вопросы о создании и согласовании регулярных маршрутов пассажирского автотранспорта и о привлечении на них перевозчиков решаются органами местного самоуправления (статья 5 Закона).

В статье 6 указанного Закона установлено, что исходя из имеющегося спроса, не обеспеченного областным или муниципальным заказами, для полного удовлетворения потребностей населения в перевозках, органами местного самоуправления может быть принято решение об организации на существующих маршрутах недотируемых перевозок, выполняемых транспортом общего пользования, включая городской электротранспорт, без компенсации перевозчикам потерь в доходах. Маршрут, расписание движения и другие условия недотируемых перевозок утверждаются заказчиком по согласованию с перевозчиком в соответствии с действующим законодательством.

Заказчик перевозок при осуществлении функций организатора перевозок разрабатывает и совершенствует систему организации и управления пассажирскими перевозками; определяет потребность населения в перевозках транспортом общего пользования по областному или муниципальному заказу с предоставлением льгот по проезду, а также недотируемых перевозок и перевозок в режиме маршрутного такси исходя из имеющегося спроса; в установленном порядке открывает новые маршруты, прекращает действие существующих маршрутов; утверждает и согласовывает расписание движения транспортных средств; организует и проводит конкурсы на осуществление перевозок пассажиров, заключает с перевозчиками договоры на пассажирские перевозки; осуществляет координацию работы перевозчиков на маршрутах.

Перевозка пассажиров на регулярных маршрутах с использованием перевозчиками инфраструктуры маршрутной сети допускается только после заключения договора с заказчиком перевозок.

Из приведенных положений нормативных актов не следует, что конкурс на право осуществления перевозки пассажиров проводится только в отношении дотируемых перевозок.

Вопрос об участии в конкурсах на право осуществления перевозки пассажиров по регулярным маршрутам или о перевозках иными способами решается перевозчиками самостоятельно, все заинтересованные субъекты имеют равную возможность участия в конкурсе и оспаривания результатов конкурса в суде, поэтому сам факт принятия Советом искомого Положения от 16.11.2004 антимонопольного законодательства не нарушает.

При указанных обстоятельствах Арбитражный суд Владимирской области правомерно признал незаконными оспариваемые решение и предписание УФАС по Владимирской области.

Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, им не допущено, поэтому данные судебные акты являются законными и отмене не подлежат.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 12.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 29.08.2005 по делу N А11-2820/2005-К2-20/152 Арбитражного суда Владимирской области оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.