Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.12.2005 N А82-16032/2004-1 Ответственность в части возмещения за счет казны РФ убытков, возникших в связи с недофинансированием льгот, возложена на Министерство финансов РФ как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 12 декабря 2005 года Дело N А82-16032/2004-1“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Прониной С.А., судей Ногтевой В.А., Терешиной Н.М., без участия представителей сторон, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ярославской области, г. Ярославль, на решение от 10.08.2005 по делу N А82-16032/2004-1 Арбитражного суда Ярославской области, принятое судьей Козловым В.П., по иску открытого акционерного общества “Ярославльоблгаз“, г. Ярославль, к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, Департаменту финансов Ярославской области, г. Ярославль, администрации Гаврилов - Ямского муниципального округа, г. Гаврилов-Ям Ярославской
области, администрации Ростовского муниципального округа, г. Ростов Ярославской области, о взыскании 43209 рублей 06 копеек и

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Ярославльоблгаз“ (далее - ОАО “Ярославльоблгаз“) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ярославской области (далее - Министерство финансов РФ), Департаменту финансов Ярославской области, администрации Гаврилов - Ямского муниципального округа, администрации Ростовского муниципального округа о взыскании 43209 рублей 06 копеек расходов, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате газа в период с 01.01.2002 по 30.06.2002 в соответствии с федеральными законами Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 “О милиции“ (далее - Закон “О милиции“) и от 22.01.1993 N 4338-1 “О статусе военнослужащих“ (далее - Закон “О статусе военнослужащих“).

Суд, руководствуясь статьей 30 Закона “О милиции“ и статьей 15 Закона “О статусе военнослужащих“, решением 10.08.2005 взыскал с Министерства финансов Российской Федерации из бюджета Российской Федерации 31260 рублей 89 копеек и с Министерства финансов Ярославской области из бюджета Ярославской области 11948 рублей 15 копеек убытков от предоставления льгот.

В апелляционном порядке решение не обжаловалось.

Не согласившись с состоявшимся решением в части взыскания суммы 30521 рубля 81 копейки, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ярославской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его в названной части и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Лицо, подавшее жалобу, не согласно с возложением на него ответственности по возмещению убытков по Закону “О милиции“. В силу статьи 30 названного Закона скидка по оплате природного газа компенсируется
из того бюджета, за счет которого финансируется подразделение милиции. Истцом не проведена сверка граждан, пользующихся льготами, с разбивкой расходов по бюджетам разного уровня. В представленных истцом списках нет документального подтверждения численности членов семьи, имеющих право на получение льгот, то есть в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказана обоснованность требований о возмещении расходов.

По мнению заявителя, действия Министерства финансов Российской Федерации нельзя признать неправомерными, так как ответчик действовал в рамках законов от 30.12.2001 N 194-ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ и от 08.05.2004 N 35-ФЗ “Об исполнении федерального бюджета за 2002 год“. В соответствии с этими законами органам внутренних дел были выделены денежные средства в полном объеме.

Министерство финансов Российской Федерации ставит под сомнение достоверность имеющихся в материалах дела списков, поскольку из письма центра пенсионного обслуживания при Управлении внутренних дел Ярославской области, полученного ответчиком 24.10.2005, следует, что некоторые указанные в нем лица утратили право на льготу.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, не обеспечили явку представителей в заседание суда кассационной инстанции. Дело рассмотрено в их отсутствие.

ОАО “Ярославльоблгаз“ в отзыве на кассационную жалобу просило оставить без изменения решение, как законное и обоснованное, пояснив следующее. В силу части 3 статьи 30 Федерального закона “О милиции“ сотрудникам милиции и проживающим с ними членам их семей предоставляются льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, но механизм и источники компенсации расходов, которые понесли организации, предоставляющие льготы, федеральным законодательством не определены. Поэтому возмещение убытков должно производиться за счет средств федерального бюджета.

Законность судебного акта Арбитражного суда Ярославской области по данному делу проверена
Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 286 Кодекса правильность применения судом первой инстанции норм права проверена в пределах доводов, изложенных в жалобе, то есть в отношении расходов по Закону “О милиции“

Согласно статье 30 названного Закона (в редакции, действовавшей до 01.07.2002) сотрудникам милиции и проживающим с ними членам их семей предоставляется 50-процентная скидка в оплате жилых помещений, технического обслуживания, коммунальных услуг.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО “Ярославльоблгаз“ в период с 01.01.2002 по 30.06.2002 предоставляло за счет собственных средств отдельным категориям населения Гаврилов-Ямского муниципального округа льготы по оплате газа в соответствии с Законом “О милиции“.

В статье 30 Закона установлено, что предоставляемая сотрудникам милиции и членам их семей скидка компенсируется из средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции.

Содержание названной нормы Закона не позволяет установить источники финансирования предоставляемых льгот. Механизм компенсации расходов по предоставлению льгот по данному Закону не определен. Льготы установлены федеральным законодательным актом, поэтому их финансирование должно осуществляться из федерального бюджета.

Из представленных истцом в дело документов (списков льготников, расчета, акта сверки) суд первой инстанции сделал вывод, что сумма понесенных ОАО “Ярославльоблгаз“ в спорном периоде расходов составила 30521 рубль 81 копейку.

Министерство финансов Российской Федерации в суде первой инстанции не оспорило и не опровергло документально расчет истца.

Доказательств возмещения истцу возникших у него убытков ответчики не представили. Министерство финансов Российской Федерации, как орган выступающий согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации, не доказало, что из федерального бюджета
выделены средства в количестве, достаточном для компенсирования затрат, связанных с реализацией Закона “О милиции“.

При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил иск за счет средств федерального бюджета.

Нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

В силу изложенного доводы Министерства финансов Российской Федерации во внимание не принимаются, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 10.08.2005 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-16032/2004-1 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ярославской области, г. Ярославль, - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

ПРОНИНА С.А.

Судьи

НОГТЕВА В.А.

ТЕРЕШИНА Н.М.