Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.12.2005 N А29-4668/2005-3э Расходы, связанные с предоставлением ветеранам льгот по оплате услуг связи, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 6 декабря 2005 года Дело N А29-4668/2005-3э“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Отдельной Л.И., судей Прониной С.А., Синякиной Т.В., без участия представителей сторон, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Коми, г. Сыктывкар, на решение от 30.06.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 25.08.2005 по делу N А29-4668/2005-3э Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Егоровой Т.В., Дончевской О.А., Горбатовым Ф.П., Тугаревым С.В., по иску открытого акционерного общества “Северо-Западный Телеком“, г. Сыктывкар, к Управлению по социальным вопросам администрации муниципального образования “Сысольский район“, с. Визинга, Министерству финансов Республики Коми, г. Сыктывкар,
третье лицо: финансовое управление Министерства финансов Республики Коми по Сысольскому району, о взыскании 998 рублей 64 копеек расходов, связанных с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“, и

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Северо-Западный Телеком“ в лице филиала “Связь Республики Коми“ (далее - ОАО “Северо-Западный Телеком“) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Управлению по социальным вопросам администрации муниципального образования “Сысольский район“ и Министерству финансов Республики Коми о взыскании 998 рублей 64 копеек убытков (с учетом НДС), возникших вследствие предоставления в 2002 году отдельным категориям граждан льгот по услугам связи (оплата за пользование радио) на основании Федерального закона “О ветеранах“.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено финансовое управление Министерства финансов Республики Коми по Сысольскому району.

Установив, что убытки у органа связи возникли вследствие ненадлежащего исполнения субъектом Российской Федерации обязательств по финансированию спорных льгот, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, решением от 30.06.2005 удовлетворил иск в сумме 811 рублей 67 копеек (без учета НДС) с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми.

Постановлением апелляционной инстанции от 25.08.2005 решение оставлено без изменения по тем же основаниям.

Министерство финансов Республики Коми, не согласившись с состоявшимися судебными актами в части возложения на него ответственности, обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.

Как указывает заявитель жалобы, порядок возмещения расходов по предоставлению льгот по Федеральному закону “О ветеранах“ не определен, в связи с чем возмещение убытков должно производиться за счет средств федерального бюджета. В
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 “О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года“ возложение на субъекты Российской Федерации расходов на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов федеральным законом, без соответствующего финансирования из федерального бюджета незаконно. Федеральный закон “О ветеранах“ противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации - закона, имеющего большую юридическую силу, - из смысла которой следует, что спорные расходы должны компенсироваться из федерального бюджета.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили.

Законность решения от 30.06.2005 и постановления апелляционной инстанции от 25.08.2005 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-4668/2005-3э проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует и установлено судебными инстанциями, что ОАО “Связь“ (правопредшественник ОАО “Северо-Западный Телеком“) в 2002 году предоставляло населению Сысольского района льготы за пользование услугами связи (радио), предусмотренные Федеральным законом “О ветеранах“. Размер недополученных истцом платежей в результате предоставления указанных льгот составил 811 рублей 67 копеек, что подтверждается актом сверки. В связи с невозмещением этих расходов истец обратился с настоящим требованием в арбитражный суд.

На основании статьи 30 Федерального закона от 16.02.1995 N 15-ФЗ “О связи“, действующего в спорный период, при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также субъектов Федерации возмещение недополученных предприятиями связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В статье 14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ
“О ветеранах“ предусмотрены льготы по оплате: в размере 100 процентов на установку телефона, 50 процентов по абонентской плате и 50 процентов за пользование радио. Согласно статье 10 названного Федерального закона расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы на оплату за пользование радио (подпункт “б“ пункта 2 статьи 10).

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что при формировании и исполнении бюджета Республики Коми на 2002 год на реализацию упомянутого Федерального закона средства предусматривались и выделялись.

В рассматриваемой ситуации убытки по оплате льгот ветеранам у истца возникли в связи с невозмещением расходов на оплату тех услуг, которые в силу закона возмещаются за счет средств бюджетов именно субъектов Российской Федерации. Вина субъекта Российской Федерации усматривается в необеспечении финансирования расходов, необходимых для реализации льгот, установленных данным Законом.

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

По правилам статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность
не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Руководствуясь названными правовыми нормами, суд правильно возложил ответственность за понесенные истцом убытки на Министерство финансов Республики Коми.

Довод заявителя жалобы о том, что порядок возмещения расходов по предоставлению льгот по Федеральному закону “О ветеранах“ не определен, не может быть принят судом округа во внимание, ибо данное обстоятельство не служит основанием для освобождения исполнительных органов субъекта Федерации от обязанности по возмещению спорных расходов.

Необоснованна и ссылка Министерства финансов Республики Коми на статью 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку она не регулирует правоотношения, связанные с реализацией Федерального закона “О ветеранах“.

Таким образом, оспариваемые судебные акты отвечают нормам права, сделанные в них выводы - имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, не установлено.

С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду “...от уплаты государственной пошлины освобождаются...“.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в защиту государственных и (или) общественных интересов. Названная норма права не подлежит расширительному толкованию и применяется только в случаях, когда эти органы выступают в роли процессуальных истцов (часть 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Если указанные органы выступают в качестве ответчиков, то они не освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе относится на заявителя и подлежит взысканию в доход
федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1), 289 и 319 (частью 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 30.06.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 25.08.2005 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-4668/2005-3э оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Республики Коми - без удовлетворения.

Взыскать с Министерства финансов Республики Коми в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.

Арбитражному суду Республики Коми в соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

ОТДЕЛЬНАЯ Л.И.

Судьи

ПРОНИНА С.А.

СИНЯКИНА Т.В.