Решения и постановления судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.12.2005 N А29-2467/2005-3э Ответственность в части возмещения за счет казны субъекта РФ убытков, возникших в связи с недофинансированием льгот, возложена на министерство финансов субъекта РФ как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения республиканского бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 6 декабря 2005 года Дело N А29-2467/2005-3э“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Прониной С.А., судей Синякиной Т.В., Терешиной Н.М., без участия представителей сторон, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Республики Коми, г. Сыктывкар, на решение от 28.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 25.08.2005 по делу N А29-2467/2005-3э Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Каменевым А.Л., Дончевской О.А., Горбатовым Ф.П., Тугаревым С.В., по иску открытого акционерного общества “Северо-Западный Телеком“ в лице Сыктывкарского объединенного узла связи филиала “Связь Коми“, г. Сыктывкар, к Управлению по социальным вопросам администрации муниципального образования “Город Сыктывкар“, г. Сыктывкар, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми, г. Сыктывкар, Министерству финансов Республики Коми, г. Сыктывкар, о взыскании 416 рублей 67 копеек и

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Северо-Западный Телеком“ в лице Сыктывкарского объединенного узла связи филиала “Связь Коми“ (далее - ОАО “Северо-Западный Телеком“) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Управлению по социальным вопросам администрации муниципального образования “Город Сыктывкар“, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми, Министерству финансов Республики Коми о взыскании 416 рублей 67 копеек расходов, возникших вследствие предоставления в августе-декабре 2002 года льгот по оплате услуг связи на основании Федерального закона от 15.01.1993 N 4301-1 “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“ (далее - Закон “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“).

Установив, что убытки у органа связи возникли вследствие ненадлежащего исполнения субъектом Российской Федерации обязательств по финансированию спорных льгот, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, решением от 28.06.2005 удовлетворил иск, взыскав заявленную сумму с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми.

Постановлением апелляционной инстанции от 25.08.2005 решение оставлено без изменения по тем же основаниям.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Министерство финансов Республики Коми обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 28.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 25.08.2005.

Лицо, подавшее жалобу, считает, что суд ненадлежащим образом исследовал порядок возмещения недополученных доходов в результате предоставления льгот по Закону “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“. В соответствии со статьей 11 этого Закона расходы, связанные с его реализацией, возмещаются местными финансовыми органами за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации. Возмещение расходов организациям, предоставляющим льготу, за счет средств федерального бюджета предусмотрено также письмом Министерства финансов Российской Федерации от 05.10.1993 N 112 “О порядке возмещения расходов, связанных с исполнением Закона Российской Федерации “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“.

По мнению заявителя, в материалах дела отсутствуют доказательства виновных действий (бездействия) органов власти Республики Коми и причинной связи между их действиями и возникновением убытков у истца.

Министерство финансов Республики Коми, ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 “О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года“, считает необоснованным возложение на региональный бюджет социальных обязательств, не обеспеченных финансовой помощью.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы не обеспечили явку представителей. Дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность решения от 28.06.2005 и постановления апелляционной инстанции от 25.08.2005 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-2467/2005-3э проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ОАО “Северо-Западный Телеком“ предоставляло в период с августа по декабрь 2002 услуги связи Софроновой Л.А., освобожденной от платы за пользование телефоном в соответствии со статьей 5 Закона “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“.



Размер неполученных истцом платежей в результате предоставления указанных льгот составил 416 рублей 67 копеек, что подтверждается актом сверки (л.д. 26). В связи с невозмещением этих расходов ОАО “Северо-Западный Телеком“ обратилось с настоящим требованием в арбитражный суд.

Статья 30 Федерального закона от 16.02.1995 N 15-ФЗ “О связи“ предусматривает, что при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также субъектов Федерации возмещение недополученных предприятиями связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В статье 11 Закона “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“ установлено, что расходы предприятий, учреждений и организаций, связанные с реализацией настоящего Закона, возмещаются местными финансовыми органами за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.

Порядок возмещения расходов изложен в Правилах предоставления и расходования в 2002 году средств фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“ и Федерального закона “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“, утвержденных постановлением Правительства от 22.05.2002 N 333 (далее - Правила). В соответствии с Правилами расходы, связанные с реализацией данных законов, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в фонде компенсаций на 2002 год. Пункты 2 - 5 Правил регламентируют порядок компенсирования федеральным бюджетом бюджетам субъектов Российской Федерации расходов, связанных с реализацией законов о гарантиях.

Из названных нормативных правовых актов возникает обязанность субъекта Российской Федерации возместить спорные расходы и право на получение последующей компенсации в виде субвенций из федерального бюджета.

Согласно пункту 1 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из назначений регионального фонда компенсаций, образуемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации, является финансовое обеспечение исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий за счет субвенций из Федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий федеральных органов государственной власти.

При таких обстоятельствах суд правомерно возложил ответственность по возмещению спорных расходов на субъект Российской Федерации.

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

По правилам статьи 1071 Кодекса в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Оспариваемые судебные акты соответствуют нормам права, сделанные в них выводы - имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права не установлено.

В силу изложенного доводы Министерства финансов Республики Коми во внимание не принимаются, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина по кассационной жалобе относится на заявителя.

Рассмотрев ходатайство Министерства финансов Республики Коми, суд округа, руководствуясь пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, счел возможным уменьшить размер государственной пошлины до 500 рублей.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1), 289 и 319 (частью 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:



решение от 28.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 25.08.2005 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-2467/2005-3э оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Республики Коми - без удовлетворения.

Взыскать с Министерства финансов Республики Коми в доход федерального бюджета 500 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.

Арбитражному суду Республики Коми в соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

ПРОНИНА С.А.

Судьи

СИНЯКИНА Т.В.

ТЕРЕШИНА Н.М.