Решения и постановления судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.12.2005 N А29-2378/2005-3э Ответственность в части возмещения за счет казны субъекта РФ убытков, возникших в связи с недофинансированием льгот, возложена на министерство финансов субъекта РФ как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения республиканского бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 6 декабря 2005 года Дело N А29-2378/2005-3э“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Прониной С.А., судей Синякиной Т.В., Терешиной Н.М., без участия представителей сторон, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Республики Коми, г. Сыктывкар, на решение от 27.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 24.08.2005 по делу N А29-2378/2005-3э Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Егоровой Т.В., Дончевской О.А., Горбатовым Ф.П., Тугаревым С.В., по иску открытого акционерного общества “Северо-Западный Телеком“ в лице Сыктывкарского объединенного узла связи филиала “Связь Коми“, г. Сыктывкар, к Министерству финансов Республики Коми, г. Сыктывкар, управлению по социальным вопросам администрации муниципального образования “Город Сыктывкар“, г. Сыктывкар, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми, г. Сыктывкар, Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в г. Сыктывкаре о взыскании 2500 рублей и

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Северо-Западный Телеком“ в лице Сыктывкарского объединенного узла связи филиала “Связь Коми“ (далее - ОАО “Северо-Западный Телеком“) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Министерству финансов Республики Коми, управлению по социальным вопросам администрации муниципального образования “Город Сыктывкар“ о взыскании 2500 рублей расходов, возникших вследствие предоставления в августе-декабре 2002 года льгот по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом от 09.01.1997 N 5-ФЗ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалеров ордена Трудовой Славы“ (далее - Закона “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалеров ордена Трудовой Славы“).

Определением от 25.04.2005 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации и Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в г. Сыктывкаре.

Установив, что убытки у органа связи возникли вследствие ненадлежащего исполнения субъектом Российской Федерации обязательств по финансированию спорных льгот, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, решением от 27.06.2005 удовлетворил иск, взыскав заявленную сумму с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми.

Постановлением апелляционной инстанции от 24.08.2005 решение оставлено без изменения по тем же основаниям.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Министерство финансов Республики Коми обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 27.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 24.08.2005.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “...связанных с исполнением федерального...“ имеется в виду “...связанных с исполнением Закона Российской Федерации...“.

Лицо, подавшее жалобу, считает, что суд ненадлежащим образом исследовал порядок возмещения недополученных доходов в результате предоставления льгот по Закону “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“. Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 23.05.1997 N 42н “О порядке компенсации расходов, связанных с исполнением федерального “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“ и письму Министерства финансов Российской Федерации от 05.10.1993 N 112, указанные расходы возмещаются местными финансовыми органами с последующим возмещением расходов местных органов власти Министерством финансов Российской Федерации.

По мнению заявителя, в материалах дела отсутствуют доказательства виновных действий (бездействия) органов власти Республики Коми и причинной связи между их действиями и возникновением убытков у истца.

Министерство финансов Республики Коми, ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 “О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года“, считает необоснованным возложение на региональный бюджет социальных обязательств, не обеспеченных финансовой помощью.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы не обеспечили явку представителей. Дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность решения от 27.06.2005 и постановления апелляционной инстанции от 24.08.2005 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-2378/2005-3э проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ОАО “Северо-Западный Телеком“ в период с августа по декабрь 2002 года предоставляло в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“ отдельным гражданам льготы по оплате услуг связи.

Размер неполученных истцом платежей в результате предоставления указанных льгот составил 2500 рублей. В связи с невозмещением этих расходов ОАО “Северо-Западный Телеком“ обратилось с настоящим требованием в арбитражный суд.

Статья 30 Федерального закона от 16.02.1995 N 15-ФЗ “О связи“ предусматривает, что при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также субъектов Федерации возмещение недополученных предприятиями связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В статье 7 Закона “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“ установлено, что расходы, связанные с реализацией настоящего Закона, финансируются за счет бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Порядок возмещения расходов изложен в Правилах предоставления и расходования в 2002 году средств фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“ и Федерального закона “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“, утвержденных постановлением Правительства от 22.05.2002 N 333 (далее - Правила). В соответствии с Правилами расходы, связанные с реализацией данных законов, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в фонде компенсаций на 2002 год. Пункты 2 - 5 Правил регламентируют порядок компенсирования федеральным бюджетом расходов, связанных с реализацией законов о гарантиях, бюджетам субъектов Российской Федерации.

Из названных нормативных правовых актов возникают обязанность субъекта Российской Федерации возместить спорные расходы и право на получение последующей компенсации в виде субвенций из федерального бюджета.

При таких обстоятельствах суд правомерно возложил ответственность по возмещению спорных расходов на субъект Российской Федерации.

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

По правилам статьи 1071 Кодекса в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Оспариваемые судебные акты соответствуют нормам права, сделанные в них выводы - имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права не установлено.

В силу изложенного доводы Министерства финансов Республики Коми во внимание не принимаются, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина по кассационной жалобе относится на заявителя.

Рассмотрев ходатайство Министерства финансов Республики Коми, суд округа, руководствуясь пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, счел возможным уменьшить размер государственной пошлины до 500 рублей.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1), 289 и 319 (частью 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 24.08.2005 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-2378/2005-3э оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Республики Коми - без удовлетворения.

Взыскать с Министерства финансов Республики Коми в доход федерального бюджета 500 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.

Арбитражному суду Республики Коми в соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

ПРОНИНА С.А.

Судьи

СИНЯКИНА Т.В.

ТЕРЕШИНА Н.М.