Решения и постановления судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.11.2005 N А43-6973/2005-23-205 Исковые требования о взыскании убытков, возникших в результате предоставления льгот по оплате коммунальных услуг, удовлетворены за счет казны субъекта РФ, т.к. со стороны областного бюджета имело место недофинансирование спорных расходов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 29 ноября 2005 года Дело N А43-6973/2005-23-205“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Синякиной Т.В., судей Ногтевой В.А., Терешиной Н.М., при участии представителя от ответчика - Правительства Нижегородской области: Сивковой М.В., доверенность от 11.01.2005 N 15, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Нижегородской области, Нижний Новгород, на решение от 17.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 22.08.2005 по делу N А43-6973/2005-23-205 Арбитражного суда Нижегородской области, принятые судьями Беляковой В.Ф., Прохоровой Л.В., Войновым С.А., Моисеевой И.И., по иску муниципального предприятия “Теплоэнерго“, г. Нижний Новгород, к администрации Приокского района г. Нижнего Новгорода, администрации города Нижнего Новгорода, департаменту финансов и налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода, Правительству Нижегородской области, Министерству труда и социальной защиты Нижегородской области, Министерству финансов Нижегородской области о взыскании 5914334 рублей 40 копеек убытков и

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное предприятие “Теплоэнерго“ (далее - МП “Теплоэнерго“) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к администрации Приокского района Нижнего Новгорода, администрации города Нижнего Новгорода, департаменту финансов и налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода, Правительству Нижегородской области, Министерству труда и социальной защиты Нижегородской области, Министерству финансов Нижегородской области о взыскании 5914334 рублей 40 копеек расходов, связанных с предоставлением в 2004 году льгот в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“ (в редакции от 06.05.2003, с изменениями от 23.12.2003).

Суд первой инстанции, установив, что причиной возникновения убытков явилось недостаточное финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот из областного бюджета, решением от 17.06.2005 удовлетворил исковые требования со ссылкой на статьи 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации за счет казны Нижегородской области, взыскав с Министерства финансов Нижегородской области 4373143 рубля 26 копеек убытков, исключив из суммы убытков налог на добавленную стоимость. В иске к другим ответчикам отказал.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.08.2005 решение оставлено без изменения по тем же основаниям.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство финансов Нижегородской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований МП “Теплоэнерго“ за счет Министерства финансов Нижегородской области.

По мнению заявителя жалобы, при определении источника финансирования льгот суду следовало применить пункт 2 статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“, из содержания которого следует, что в конечном итоге расходы возмещаются из федерального бюджета.

Руководствуясь подпунктом 2 пункта 1 статьи 10 названного Закона, суд не учел, что она противоречит принятому позднее Бюджетному кодексу Российской Федерации, и вопреки принципу самостоятельности бюджетов не применил пункт 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Министерство финансов Нижегородской области оспорило выводы суда о бездействии субъекта в исполнении обязательств по компенсации затрат ветеранам, указав на то, что расходы на реализацию Федерального закона Российской Федерации “О ветеранах“ в состав федерального бюджета в Федеральном законе о федеральном бюджете на 2004 годы не утверждались. Нижегородская область добровольно приняла на себя бюджетные обязательства и исполняла их в пределах своих финансовых возможностей. В этой связи Министерство финансов Нижегородской области считает, что исковые требования подлежат возмещению за счет федерального бюджета.

Департамент финансов и налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода отзывом на жалобу отклонил доводы заявителя и просил оставить ее без удовлетворения.

Правительство Нижегородской области в отзыве и судебном заседании поддержало доводы Министерства финансов Нижегородской области, изложенные в кассационной жалобе, и просило отменить обжалуемые судебные акты.

Департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области в отзыве поддержал доводы кассационной жалобы и просил удовлетворить ее.



Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, кроме Правительства Нижегородской области, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Департамент финансов и налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода, Министерство финансов Нижегородской области и Департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области просили рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие их представителей.

Законность решения от 17.06.2005 и постановления апелляционной инстанции от 22.08.2005 Арбитражного суда Нижегородской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, МП “Теплоэнерго“ на основании заключенного с Управлением по труду и социальной защите населения администрации Приокского района Нижнего Новгорода договора от 20.02.2004 N 45 и в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“ предоставляло в 2004 году гражданам, проживающим в Приокском районе, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, размер которых составил 10103364 рубля 14 копеек.

В связи с неполным возмещением расходов по предоставлению льгот истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд и просил взыскать с ответчиков 5914334 рубля 40 копеек. Размер убытков подтверждается актом сверки взаимных расчетов между МП “Теплоэнерго“ и Управлением по труду и социальной защите Приокского района (том 1, л. д. 10) и не оспаривается ответчиками.

Расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (подпункты “а“ и “б“ пункта 2 части 1 статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“). При этом за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (включая услуги по водоснабжению, водоотведению, вывозу бытового мусора).

В части 2 статьи 10 названного Закона предусмотрено, что порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.

Согласно Положению о порядке предоставления льгот категориям ветеранов, утвержденному постановлением администрации Нижегородской области от 14.04.1998 N 95 “О порядке реализации на территории области Федерального закона “О ветеранах“, расходы на финансирование льгот и преимуществ, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“, ежегодно определяются при формировании областного бюджета и установлении межбюджетных отношений с городами и районами области.

Суд первой и апелляционной инстанций установил, что Нижегородская область денежные средства на реализацию данного Закона бюджету Приокского района выделила не в полном объеме. В соответствии со статьей 46 Закона Нижегородской области “Об областном бюджете на 2004 год“ определены лимиты расходования средств по Федеральному закону Российской Федерации на жилищно-коммунальные услуги по городу Нижнему Новгороду в размере 199146000 рублей. Объем лимитов бюджетных ассигнований по Приокскому району составил 15538300 рублей, из них по МП “Теплоэнерго“ - 4189029 рублей 75 копеек (том 1, л. д. 114 - 148).

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Неисполнение Нижегородской областью своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, повлекло возникновение убытков.

Противоправность поведения заключалась в уклонении (бездействии) субъекта Российской Федерации - Нижегородской области - от исполнения своих обязательств по компенсации затрат, которые понес заявитель иска в связи с реализацией установленных законом льгот. Уклонение Министерства финансов Нижегородской области от исполнения своих обязательств усматривается из того, что в законе Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий год предусмотрено недостаточно средств для выплаты компенсации по произведенным истцом затратам.

По правилам статьи 1071 Кодекса в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

При изложенных обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленный иск за счет казны Нижегородской области, взыскав убытки с Министерства финансов Нижегородской области.

Доводы заявителя жалобы об отсутствии его вины в причинении истцу убытков, связанных с предоставлением льгот ветеранам, отклоняются. На основании Федерального закона Российской Федерации “О ветеранах“ финансирование расходов на предоставление ветеранам льгот по оплате коммунальных услуг должно осуществляться за счет средств областного бюджета. По причине недостаточного финансирования расходов на реализацию льгот ветеранам затраты истца в сумме 4373143 рублей 26 копеек не были компенсированы.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе относится на заявителя и в связи с предоставлением отсрочки ее уплаты подлежит взысканию в доход федерального бюджета в сумме 1000 рублей.



Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1), 289 и 319 (частью 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 17.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 22.08.2005 Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-6973/2005-23-205 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Нижегородской области, г. Нижний Новгород, - без удовлетворения.

Взыскать с Министерства финансов Нижегородской области, г. Нижний Новгород, в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.

Арбитражному суду Нижегородской области в соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

СИНЯКИНА Т.В.

Судьи

НОГТЕВА В.А.

ТЕРЕШИНА Н.М.