Решения и постановления судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.11.2005 N А79-1538/2005 Основания для включения налоговых санкций в реестр требований кредиторов должника отсутствуют, т.к. вступившим в законную силу решением суда отказано в их взыскании.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 1 ноября 2005 года Дело N А79-1538/2005“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Ногтевой В.А., судей Прониной С.А., Синякиной Т.В., при участии представителя от истца: Перепелица Е.А. по доверенности от 14.06.2005 N юр/04-123, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной инспекции N 3 Чувашской Республики на постановление суда апелляционной инстанции от 05.08.2005 по делу N А79-1538/2005 Арбитражного суда Чувашской Республики, принятое судьями Петровой С.М., Степановой В.М., Николаевым Ю.П., по заявлению Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной инспекции N 3 Чувашской Республики к Ибресинскому муниципальному многоотраслевому производственному предприятию жилищно-коммунального хозяйства о признании несостоятельным и

УСТАНОВИЛ:

Федеральная налоговая служба России в лице Межрайонной инспекции N 3 по Чувашской Республике (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании несостоятельным Ибресинского муниципального многоотраслевого производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства (далее - Предприятие) ввиду наличия непогашенной в течение трех месяцев задолженности перед бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами в размере 3465489 рублей, в том числе 2111196 рублей недоимки, 1300036 рублей пеней и 54257 рублей штрафа.

Признав требование налогового органа обоснованным в заявленной сумме, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 48, 62 и 63 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“, определением от 03.06.2005 ввел в отношении должника процедуру наблюдения.

Суд апелляционной инстанции принял во внимание решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 29.01.2004 по делу N А79-84/2004-СК1-21 об отказе во взыскании с должника долга по страховым взносам во внебюджетные фонды в сумме 1124038 рублей 48 копеек и постановлением от 05.08.2005 внес изменение в определение от 03.06.2005: включил Инспекцию в реестр требований кредиторов с суммой 1563825 рублей недоимки, 414239 рублей пеней и 124809 рублей штрафа.

Не согласившись состоявшимся судебным актом, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 05.08.2005 и оставить в силе определение от 03.06.2005.

Заявитель считает, что суд апелляционной инстанции не учел в реестре требований кредиторов 1124038 рублей 48 копеек недоимки по внебюджетным фондам в нарушение статьи 4 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ и статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с названными нормами права в реестр требований кредиторов подлежит включению задолженность перед бюджетами всех уровней, обязанность по уплате которой не прекращена на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 29.01.2004 по делу N А79-84/2004-СК1-21 налоговому органу отказано во взыскании с Предприятия 1124038 рублей 48 копеек задолженности по страховым взносам во внебюджетные фонды в связи с пропуском срока исковой давности. Данное обстоятельство в силу норм налогового законодательства не является основанием для прекращения обязанности по уплате налога, а потому 1124038 рублей 48 копеек недоимки во внебюджетные фонды должны быть учтены в реестре требований кредиторов должника.

Законность постановления суда апелляционной инстанции от 05.08.2005 Арбитражного суда Чувашской Республики по делу N А79-1538/2005 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в законную силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не предусмотрено Законом. Требование лица, по заявлению которого возбуждается дело о несостоятельности должника, включается в реестр требований кредиторов в порядке, установленном в статье 48 Закона о банкротстве. При этом в силу статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяется на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено Законом.

При подаче заявления о признании Предприятия банкротом Инспекция включила в расчет суммы долга 1124038 рублей 48 копеек недоимки по уплате взносов во внебюджетные фонды.

Однако ранее вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 29.01.2004 по делу N А79-84/2004-СК1-21 налоговому органу отказано во взыскании данной суммы в связи с пропуском срока, предоставленного налоговым законодательством для обращения налогового органа в суд.

В статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлен принцип обязательности судебных актов, согласно которому вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Аналогично данному принципу в пункте 10 статьи 16 Закона о банкротстве предусмотрено, что разногласия по требованиям кредиторов или уполномоченных органов, подтвержденным вступившим в законную силу решением суда в части их состава и размера, не подлежат рассмотрению, за исключением разногласий, связанных с исполнением судебных актов или их пересмотром.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции правомерно не включил в реестр требований кредиторов требование Инспекции в сумме 1124038 рублей 48 копеек, составляющей задолженность перед внебюджетными фондами.

Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы не противоречат имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление суда апелляционной инстанции от 05.08.2005 Арбитражного суда Чувашской Республики по делу N А79-1538/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной инспекции N 3 Чувашской Республики - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

НОГТЕВА В.А.

Судьи

ПРОНИНА С.А.

СИНЯКИНА Т.В.