Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.09.2005 N А11-1253/2005-К2-18/76 Взыскание с налогового агента за счет его собственных средств сумм неудержанного с физических лиц налога на доходы и пеней не допускается.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 7 сентября 2005 года Дело N А11-1253/2005-К2-18/76“

(извлечение)

Открытое акционерное общество (далее - ОАО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Владимирской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 28.12.2004 N 36 в части взыскания 1474 рублей штрафа за неуплату налога на доходы физических лиц и 1890 рублей пеней по этому налогу.

Решением суда от 31.05.2005 заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение налогового органа в части взыскания 1890 рублей пеней по налогу на доходы физических лиц. В удовлетворении остальной части заявления
отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Владимирской области.

Заявитель считает, что суд неправильно применил нормы материального права, а именно статьи 45, 75, 224, 226 Налогового кодекса Российской Федерации. По его мнению, если налоговый агент в установленный срок не перечислил неудержанный налог на доходы физических лиц, не выполнив тем самым возложенных на него Налоговым кодексом Российской Федерации обязанностей, он должен уплачивать пени.

Общество отзыв на кассационную жалобу не представило; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в заседание суда не направило.

Представители Инспекции в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Законность принятого Арбитражным судом Владимирской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку ОАО по вопросам правильности исчисления, удержания и перечисления налога на доходы физических лиц в период с 01.01.2002 по 01.11.2004 и установила, что Общество не удержало и не перечислило в бюджет налог на доходы физических лиц за 2002 и 2003 годы в суммах 6581 рубля и 791 рубля соответственно.

Данные нарушения отражены в акте проверки от 01.12.2004 N 48, на основании которого заместитель руководителя налогового органа принял решение от 28.12.2004 N 36 о привлечении Общества к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неперечисление сумм налога на доходы физических лиц в виде взыскания штрафа в сумме 1474 рублей. Налоговому
агенту предложено уплатить в бюджет 10623 рубля пеней по данному налогу.

Общество не согласилось с решением налогового органа в части взыскания пеней с неудержанных сумм налога (1809 рублей), налоговых санкций и обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 24, пунктом 1 статьи 43, статьей 214, пунктами 1, 2, 4, 6 и 9 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, удовлетворил заявленные требования в части начисления пеней по налогу на доходы физических лиц в сумме 1890 рублей. При этом суд исходил из того, что налоговый орган неправомерно начислил пени к уплате, поскольку Общество является налоговым агентом и взыскание не удержанного с физических лиц налога за счет его средств не допускается.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

Согласно статье 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 226 Кодекса предусмотрено, что российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В тексте документа, видимо,
допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 статьи 226 Налогового кодекса РФ, а не пункт 4.

Согласно пункту 4 статьи 226 Кодекса исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.

В пункте 4 статьи 226 Кодекса установлено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам (пункт 4 статьи 226 Кодекса).

В силу пункта 6 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

В статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, налоговый агент должны выплатить в случае уплаты
причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.

В пункте 9 статьи 226 предусмотрено, что уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ОАО начислены пени на сумму неудержанного налога на доходы физических лиц за 2002 - 2003 годы в сумме 1890 рублей.

При таких обстоятельствах Арбитражный суд Владимирской области сделал правильный вывод о том, что Инспекция начислила к уплате Обществу пени неправомерно.

С учетом изложенного нормы материального права Арбитражный суд Владимирской области применил правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу пункта 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены принятого судебного акта, суд не допустил, поэтому кассационная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.

Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался в связи с освобождением заявителя от ее уплаты на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 31.05.2005 Арбитражного суда Владимирской области по делу N А11-1253/2005-К2-18/76 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Владимирской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.