Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.07.2005 N А17-715/5-2005 Налогоплательщик имеет право на применение налогового вычета по единому социальному налогу в размере начисленных им за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование вне зависимости от их уплаты.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 22 июля 2005 года Дело N А17-715/5-2005“

(извлечение)

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о взыскании с сельскохозяйственного производственного кооператива (далее по тексту - СХПК, Кооператив) налоговых санкций по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу в сумме 9815 рублей 53 копеек.

Решением суда первой инстанции от 07.04.2005 взысканы с Кооператива налоговые санкции в размере 500 рублей. В удовлетворении остальных заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Ивановской области.

Заявитель считает, что суд неправильно применил нормы материального права, а именно статьи 78, 122, 240 и 243 Налогового кодекса Российской Федерации. По его мнению, Кооператив правомерно привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, так как сумма примененного налогового вычета превысила сумму фактически уплаченных страховых взносов за тот же период, что повлекло неполную уплату единого социального налога.

Кооператив отзыв на кассационную жалобу не представил.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Законность принятого судебного акта Арбитражного суда Ивановской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекция в ходе выездной налоговой проверки СХПК по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, в частности, установила, что в 2002 году налогоплательщик применил налоговые вычеты в сумме начисленных, но не уплаченных страховых взносов. Таким образом, Кооператив не уплатил единый социальный налог в 2002 году - в сумме 20344 рублей 91 копейки, в 2003 году - 7597 рублей 36 копеек.

Данные нарушения отражены в акте проверки от 10.12.2004 N 299, на основании которого заместитель руководителя Инспекции принял решение от 28.12.2004 N 374 о привлечении Кооператива к налоговой ответственности, в том числе по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату единого социального налога в виде взыскания штрафа за 2002 год в размере 4068 рублей 98 копеек, за 2003 год
- в сумме 1519 рублей 47 копеек. Налогоплательщику предложено в срок, указанный в требовании, уплатить названные налоговые санкции: 27942 рубля 27 копеек единого социального налога и 6369 рублей 99 копеек пеней за несвоевременную уплату этого налога.

Добровольно налоговые санкции Кооператив не уплатил, поэтому Инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции частично отказал в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь статьей 106, пунктом 1 статьи 122 и пунктом 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. При этом суд исходил из того, что правомерность исчисления налогоплательщиком суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2002 - 2003 годах налоговый орган не отрицает, как не оспаривает и его право на применение налоговых вычетов по единому социальному налогу. Данных о занижении Кооперативом налоговой базы по единому социальному налогу и совершении иных неправомерных действий (бездействия) Инспекцией не представлено и в материалах дела не имелось, поэтому у налогового органа не было оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.

В пункте 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

Порядок исчисления единого социального налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, установлен в статье 243 Кодекса.

В пункте 2 этой статьи предусмотрено,
что сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“.

Таким образом, налогоплательщик имеет право на применение налогового вычета по данному налогу в размере начисленных им за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а не фактически уплаченных.

Согласно абзацу 4 пункта 3 названной статьи, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

В рассматриваемом случае нарушений порядка исчисления налоговой базы по единому социальному налогу (занижения сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных физическим лицам); неправильного исчисления налога, равно как и размера налогового вычета (начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование) не установлено. Занижение единого социального налога за 2002 - 2003 годы возникло в связи с применением Кооперативом налогового вычета в виде начисленных им, но не уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то есть фактически в результате неуплаты страховых взносов в порядке, установленном Федеральным законом “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. В рамках данного Закона Кооператив должен нести ответственность за неуплату страховых взносов. Неправомерных действий (бездействия) применительно к единому социальному налогу не допущено.

При таких обстоятельствах Арбитражный суд
Ивановской области сделал правильный вывод об отсутствии в действиях СХПК состава налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного кассационная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.

Нормы материального права применены Арбитражным судом Ивановской области правильно. Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся в любом случае основанием к отмене принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался в связи с освобождением заявителя от ее уплаты на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 07.04.2005 Арбитражного суда Ивановской области по делу N А17-715/5-2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.