Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.06.2005 N А17-6712/5-2004 Перевод государственных земель из одной категории в другую относится к исключительным полномочиям Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 30 июня 2005 года Дело N А17-6712/5-2004“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Шишкиной Е.Н., судей Бабаева С.В., Князевой Г.А., при участии 29.06.2005 представителей от заявителя: Обуховой Т.В. по доверенности от 25.01.2005 N 38-5-2004, от заинтересованного лица: Иванникова Ю.И. по доверенности от 28.06.2005, Москвиной В.С. по доверенности от 13.04.2005, от третьего лица: Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ивановской области - Плешкова А.В. по доверенности от 10.06.2005 N 833, Анисимцевой Т.Н. по доверенности от 10.06.2005 N 834, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - администрации Ивановского района Ивановской области
на решение от 24.02.2005 по делу N А17-6712/5-2004 Арбитражного суда Ивановской области, принятое судьей Калиничевой М.С., по заявлению заместителя прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры о признании недействительным ненормативного акта главы администрации Ивановского района Ивановской области; о признании незаконными действий главы администрации Ивановского района Ивановской области, третьи лица - администрация Ивановской области, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Ивановской области (ныне - Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ивановской области) и Богородская сельская администрация Ивановского района Ивановской области, и

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным постановления главы администрации Ивановского района Ивановской области (далее - Районная администрация) от 30.10.2003 N 1611 “О переводе земель запаса в земли поселений и передаче их в ведение Богородской сельской администрации с включением в границы деревни Афанасово“; о признании незаконными действий главы Районной администрации Шилова Ю.П. по переводу земель запаса в земли поселений и передаче их в ведение Богородской сельской администрации.

Заявленные требования основаны на статьях 8, 61, 78, 79, 84 Земельного кодекса Российской Федерации, статьях 10, 12 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления“, статьях 22, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 35 (пункте 2) Федерального закона “Об охране окружающей среды“, статье 12 Закона Российской Федерации “Об экологической экспертизе“, статье 27 (пункте 2) Закона Ивановской области от 31.03.2003 N 27-ОЗ “Об административно-территориальном устройстве Ивановской области“ и мотивированы тем, что указанный ненормативный акт не соответствует законодательству.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены администрация
Ивановской области (далее - Областная администрация), Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Ивановской области (ныне Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ивановской области, далее - Управление) и Богородская сельская администрация Ивановского района Ивановской области (далее - Сельская администрация).

Решением от 24.02.2005 суд, сославшись на статью 214 (пункт 2) Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 8 (пункт 3), 11, 83 (пункт 3), 84 (пункты 1, 3) Земельного кодекса Российской Федерации, статью 3 (пункт 10) Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, статьи 22, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статью 12 Закона Российской Федерации “Об экологической экспертизе“, признал требования Прокурора обоснованными и удовлетворил заявление.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Районная администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его в связи с неправильным применением норм материального права.

Доводы заявителя сводятся к следующему.

Районная администрация на основании статей 8, 103 Земельного кодекса Российской Федерации правомерно распорядилась государственными земельными участками, которые, согласно статье 5 Федерального закона “О разграничении государственной собственности на землю“, подлежат отнесению к землям муниципального образования “Ивановский муниципальный район“.

Оспариваемое постановление предоставляет земли в ведение Сельской администрации и не содержит указания на изменение границ поселения, поэтому статья 84 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 22, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации не нарушены.

Положения статьи 12 Закона Российской Федерации “Об экологической экспертизе“ не подлежали применению судом, так как данная норма права регулирует иные правоотношения.

Областная администрация и Управление отзывами на жалобу отклонили доводы заявителя и просили оставить ее без удовлетворения.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
в судебном заседании объявлялся перерыв до 15 часов 45 минут 30.06.2005.

При надлежащем извещении участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства Областная и Сельская администрации не обеспечили явку представителей в третью инстанцию.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и заслушав представителей участвующих в деле лиц, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.

Из документов видно, что 30.10.2003 глава Районной администрации принял постановление N 1611, согласно которому земельные участки общей площадью 10,2 гектара переведены из категории “земли запаса“ в категорию “земли поселений“ с передачей их в ведение Сельской администрации.

Обратившись в суд с настоящим заявлением, Прокурор просил признать ненормативный акт недействительным, а действия должностного лица по переводу земель запаса в земли поселений - незаконными.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 4 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ до разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002
N 576 утверждены Правила распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, которые не предусматривают передачу полномочий по переводу государственных земель из одной категории в другую органам местного самоуправления.

Разграничение государственной собственности на землю не осуществлено. Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую“ вступил в силу с 05.01.2005 и на спорные правоотношения не распространяется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод об отсутствии у органов местного самоуправления на момент издания оспариваемого постановления полномочий по переводу государственных земель из одной категории в другую.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Постановление от 30.10.2003 N 1611 принято главой Районной администрации с превышением полномочий и нарушает права Российской Федерации на осуществление принадлежащих ей функций, поэтому оно правомерно признано судом недействительным, а действия должностного лица по переводу земель из одной категории в другую - незаконными.

Вывод суда о несоответствии постановления требованиям статей 83 и 84 Земельного кодекса Российской Федерации противоречит обстоятельствам дела, так как черта сельского поселения в установленном пунктом 3 статьи 84 Кодекса порядке не утверждена, спорный земельный участок находится внутри деревни Афанасово,
а черта поселения определена в пункте 1 статьи 84 Кодекса как его внешняя граница, отделяющая эти земли от земель иных категорий. Ссылку суда на несоответствие оспариваемого постановления статье 12 Федерального закона “Об экологической экспертизе“ также следует признать ошибочной, поскольку объектом государственной экологической экспертизы уровня субъектов Российской Федерации является проект черты сельского поселения, а не перевод земель из одной категории в другую, однако это не привело к принятию неправильного судебного акта по делу.

В силу изложенного окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлено.

В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Районная администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, поэтому последняя с нее не взыскивается.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 24.02.2005 Арбитражного суда Ивановской области по делу N А17-6712/5-2004 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Ивановского района Ивановской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

ШИШКИНА Е.Н.

Судьи

БАБАЕВ С.В.

КНЯЗЕВА Г.А.