Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.06.2005 N А29-11466/2004а Установленный шестимесячный срок для обращения в суд с иском о взыскании недоимки по платежам на обязательное медицинское страхование является пресекательным и восстановлению не подлежит.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 6 июня 2005 года Дело N А29-11466/2004а“

(извлечение)

Фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с администрации муниципального образования “Троицко-Печорский район“ (далее - Администрация) 18986009 рублей 21 копейки, в том числе 6602000 рублей задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 1997 - 1999 годы и 12384009 рублей 21 копейки пеней за просрочку их уплаты.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечен финансовый отдел Министерства финансов Республики Коми по Троицко-Печорскому району.

Решением суда от 24.02.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В
апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Фонд не согласился с принятым судебным актом и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой и дополнением к ней.

Заявитель считает, что суд необоснованно не применил статью 2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 19, 20, 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, статьи 2 и 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“, пункты 1, 3, 5 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, Правила реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 года, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 N 624, пункты 28 - 30 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018, и неправильно применил статью 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“, пункт 8 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1.

По мнению Фонда, отчисления, производимые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на обязательное
медицинское страхование неработающих граждан, не относятся к налоговым платежам; порядок уплаты данных платежей регулируется специальными нормативными актами, а не налоговым законодательством; неуплаченные страховые взносы являются недоимкой и подлежат взысканию с начислением пеней в установленном порядке. Фонд полагает, что срок для взыскания задолженности по страховым взносам начинает исчисляться с даты окончания срока, предоставленного плательщикам для направления заявления о реструктуризации данной задолженности, то есть с 01.04.2002 (согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 N 624), в связи с чем заявление о взыскании задолженности по платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения подано в пределах срока исковой давности, составляющего 3 года.

Администрация в отзыве на жалобу против доводов заявителя возразила, указав на законность и обоснованность принятого судебного акта.

Финансовый отдел Министерства финансов Республики Коми по Троицко-Печорскому району в отзыве на кассационную жалобу поддержал возражения Администрации на жалобу и просил оставить решение Арбитражного суда Республики Коми без изменения.

Фонд обратился с заявлением о рассмотрении кассационной жалобы без участия своего представителя.

Администрация и Финансовый отдел Министерства финансов Республики Коми по Троицко-Печорскому району, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.

Законность принятого Арбитражным судом Республики Коми решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Фонд в результате проверки своевременности и полноты перечисления Администрацией страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.1997 по 31.12.2000 установил недоимку в сумме 6602000 рублей и начислил на эту сумму пени в
размере 12384009 рублей 21 копейки. Результаты проверки оформлены актом от 25.10.2001 N 13-00595.

Администрация в срок, указанный в требовании от 01.11.2004 N 02/3811, добровольно задолженность по страховым взносам и пени не уплатила, поэтому Фонд обратился за их принудительным взысканием в суд.

Отказав в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Республики Коми исходил из того, что заявление о взыскании задолженности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения и пеней за их несвоевременную уплату подано Фондом по истечении срока, предусмотренного на взыскание названных сумм в судебном порядке. При этом суд руководствовался статьями 1, 2, 12 и 26 Закона Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“, статьями 1 и 6 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“, пунктом 3 статьи 46, пунктами 3, 11 статьи 48, статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктами 3, 5, 7, 8, 10 и 13 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, пунктом 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

Согласно статье 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части
второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 “О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год“ (далее - Положение).

Задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивается плательщиками в порядке, действующем до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Правительство Российской Федерации определяет порядок и условия проведения реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, включая списание пеней, имеющейся у плательщиков таких взносов по состоянию на 1 января 2001 года.

В пункте 2 Правил реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 года, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 N 624 (в редакции изменений от 02.04.2002 N 205), установлено, что сумма задолженности определяется на основании акта проверки полноты и своевременности внесения страховых взносов плательщиком, проведенной территориальным фондом обязательного медицинского страхования. Проверке подлежит период времени до 1 января 2001 года, в течение которого плательщик был обязан уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения. В случае установления несвоевременного или неполного перечисления страховых взносов на счет территориального фонда обязательного медицинского страхования невнесенная сумма считается недоимкой
и подлежит взысканию с начислением пеней в установленном размере.

Течение срока давности взыскания такой задолженности начинается по окончании времени на реструктуризацию, определяемого с учетом пунктов 5 и 6 постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 N 624, действующего в редакции от 02.04.2002 N 205, поскольку до этого момента плательщику предоставлена возможность добровольного урегулирования вопросов, связанных с уплатой недоимки и пеней.

Из указанного постановления Правительства Российской Федерации, а также пунктов 7 и 11 Положения следует, что органы местного самоуправления, осуществляющие соответствующие страховые платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения, рассматриваются законодательством в качестве плательщиков.

В пункте 8 Положения определено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.

Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Кодекса на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.

В силу пункта 3 статьи 48 Кодекса исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано налоговым органом в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в статье 70 Кодекса. Данное положение применяется также при взыскании пеней (пункт 11 статьи 48 Кодекса).

Основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Кодекса), указанные нормы подлежат применению и при взыскании в судебном порядке недоимок по налогам с юридических лиц (пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части
первой Налогового кодекса Российской Федерации“).

Сроки, указанные в пункте 3 статьи 48 Кодекса, являются пресекательными и восстановлению не подлежат. Пропуск срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления пресекательных сроков на принудительное взыскание налога.

С учетом приведенных норм сроки на обращение Фонда в арбитражный суд подлежали исчислению с 01.04.2002 следующим образом: 3 месяца (пункт 1 статьи 70 Кодекса) плюс 10 дней (срок на добровольное исполнение требования) плюс 6 месяцев (пункт 3 статьи 48 Кодекса). Заявление о взыскании с Администрации недоимки по платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и пеней Фонд направил 20.12.2004, то есть за пределами установленного срока.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал Фонду в удовлетворении заявленных требований.

Арбитражный суд Республики Коми нормы материального права применил правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены принятого судебного акта, суд не допустил. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

В связи с освобождением заявителя от уплаты государственной пошлины с кассационной жалобы (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации) перечисленная Фондом государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 24.02.2005 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-11466/2004а оставить без изменения, кассационную жалобу Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми - без удовлетворения.

Возвратить Фонду обязательного медицинского страхования Республики Коми из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1000
рублей, уплаченную по платежному поручению от 06.04.2005 N 817.

Справку на возврат государственной пошлины выдать.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.