Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.03.2005 N А43-12006/2003-4-402 Ответственность в части возмещения за счет казны РФ убытков, возникших в связи с недофинансированием льгот, возложена на Министерство финансов РФ как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 15 марта 2005 года Дело N А43-12006/2003-4-402“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Каширской Н.А., судей Отдельной Л.И., Синякиной Т.В., при участии представителей от истца: Родионовой Е.В. по доверенности от 14.03.2005, от ответчика: Мусаева Н.М. по доверенности от 25.01.2005, от третьего лица: Вербиной О.П. по доверенности от 24.06.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, на решение от 08.12.2004 по делу N А43-12006/2003-4-402 Арбитражного суда Нижегородской области, принятое судьей Снегиревой И.Г., по иску закрытого акционерного общества “Аптечная сеть “ПиК-НН“, Н. Новгород, к Министерству финансов Российской
Федерации, Министерству финансов Нижегородской области, администрации Сормовского района г. Н. Новгорода, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация г. Н. Новгорода, Министерство труда и социальной защиты Нижегородской области, о взыскании 201616 рублей убытков в связи с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Аптечная сеть “ПиК-НН“ (далее - ЗАО “Аптечная сеть “ПиК-НН“) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Нижегородской области и администрации Сормовского района г. Н. Новгорода о взыскании 201616 рублей убытков в связи с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Определениями от 25.10.2004 и от 17.11.2004 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены администрация г. Н. Новгорода и Министерство труда и социальной защиты Нижегородской области.

Суд первой инстанции решением от 08.12.2004 удовлетворил иск, взыскав в пользу истца 201616 рублей убытков с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации. В иске к другим ответчикам отказал, при этом суд исходил из того, что убытки истца от предоставления льгот возникли вследствие незаконного бездействия федерального органа государственной власти, ответственного за формирование и утверждение федерального бюджета, и руководствовался статьями 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В арбитражном суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит
отменить решение и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.

По мнению подателя жалобы, суд допустил нарушение норм материального права, применив статьи 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, не выяснив, действиями какого государственного органа нанесен вред истцу. В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени которой выступают финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц. Вопрос об определении надлежащего ответчика судом не рассмотрен. Необходимость решения данного вопроса подтверждается судебно-арбитражной практикой.

В судебном заседании представитель Министерства финансов Российской Федерации поддержал доводы кассационной жалобы.

ЗАО “Аптечная сеть “ПиК-НН“ в судебном заседании просило оставить в силе оспариваемые судебные акты как законные и обоснованные.

Министерство финансов Нижегородской области полагает, что суд первой инстанции правильно определил надлежащего ответчика по делу. Согласно приложению N 6 к Федеральному закону “О федеральном бюджете на 2002 год“ N 194-ФЗ от 30.12.2001 (“Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2002 год“) Министерство финансов Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета по виду расходов - “Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Администрация Сормовского района г. Н. Новгорода и администрация г.
Н. Новгорода, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, не обеспечили явку представителей в заседание суда кассационной инстанции. Дело рассмотрено в их отсутствие.

Министерство труда и социальной защиты Нижегородской области считает доводы кассационной жалобы необоснованными. На основании представленных в дело доказательств суд пришел к обоснованному выводу о том, что убытки у истца возникли в результате неисполнения Российской Федерацией обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в результате реализации законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот по Федеральному закону “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“. В пункте 2 Порядка предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 (срок действия продлен на 2002 и 2003 годы постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.02.2002 N 137 и 10.02.2003 N 85), определено финансирование этих расходов путем предоставления Министерством финансов Российской Федерации субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования. Доказательства о том, что возникновение у истца убытков связано с ненадлежащим исполнением бюджета органами государственной власти Нижегородской области, в материалах дела отсутствуют.

Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-12006/2003-4-402 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ЗАО “Аптечная сеть “ПиК-НН“ и администрация Сормовского района г. Н. Новгорода заключили договор от 01.04.2002 N 11, по условиям которого истец обеспечивает
предоставление льгот по лекарственному обеспечению в соответствии с федеральными законами “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, “О ветеранах“. Согласно пункту 4.4 договора Управление социальной защиты населения администрации Сормовского района г. Н. Новгорода при наличии денежных средств на лицевых счетах Управления федерального казначейства Сормовского района в пятидневный срок с момента подписания акта сверки взаимных расчетов производит оплату за предоставленные льготы.

В период с 15.07.2002 по 31.10.2002 ЗАО “Аптечная сеть “ПиК-НН“ отпустило инвалидам лекарственные средства с учетом установленных льгот, невозмещенные затраты составили 201616 рублей, что подтверждено актом сверки сторон по договору по состоянию на 24.10.2003 (л. д. 111, т. 1).

Согласно статье 13 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам, включая лекарственное обеспечение, осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Порядок и условия оказания квалифицированной медицинской помощи различным категориям инвалидов определяются Правительством Российской Федерации.

Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536, и его действие продлено на 2002 год постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2002 N 137. В названном правовом акте предусмотрено, что предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.

Материалами дела подтверждено, что денежные средства, полученные Нижегородской областью
в лице Министерства финансов Нижегородской области, распределены между получателями в пределах утвержденных лимитов, кредиторская задолженность по данным обязательствам отсутствует. Администрация г. Н. Новгорода распределила полученные ассигнования по направлениям льгот и получателям средств, в том числе администрации Сормовского района г. Н. Новгорода. Нецелевого расходования средств федерального бюджета судом не установлено.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что убытки у истца возникли в результате недостаточного финансирования расходов на реализацию установленных льгот из средств федерального бюджета, и отказал в иске к администрации Сормовского района г. Н. Новгорода и Министерству финансов Нижегородской области.

В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

По правилам статьи 1071 Кодекса в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В пункте 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием)
соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности.

Главные распорядители средств федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета (пункт 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В рассматриваемой ситуации Министерство финансов Российской Федерации являлось главным распорядителем средств федерального бюджета, выделенных для реализации Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ согласно ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2002 год (приложение N 6 к Федеральному закону от 30.12.2001 N 194-ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“).

Таким образом, суд правомерно взыскал убытки за счет казны Российской Федерации с Министерства финансов Российской Федерации как с органа, осуществляющего обеспечение исполнения федерального бюджета, и как главного распорядителя средств федерального бюджета, выделенных на цели реализации льгот, установленных Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судом положений действующего законодательства не принимаются за необоснованностью.

Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта в любом случае, судом округа не установлено. Поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе не рассматривался, так как Министерство финансов Российской Федерации освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 08.12.2004 Арбитражного суда Нижегородской области по
делу N А43-12006/2003-4-402 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

КАШИРСКАЯ Н.А.

Судьи

ОТДЕЛЬНАЯ Л.И.

СИНЯКИНА Т.В.