Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.02.2005 N А29-5610/2004а Уведомление об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований является ненормативным актом, спор о признании которого недействительным подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 25 февраля 2005 года Дело N А29-5610/2004а“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Забурдаевой И.Л., судей Базилевой Т.В., Евтеевой М.Ю., без участия представителей сторон, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Коми на решение от 15.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 10.12.2004 по делу N А29-5610/2004а Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Князевой А.А., Баублисом С.Л., Галаевой Т.И., Протащуком В.Г., по заявлению государственного учреждения “Ухтинский городской центр занятости населения“ о признании недействительным уведомления Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по
Республике Коми от 29.03.2004 N 18 об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований и

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение “Ухтинский городской центр занятости населения“ (далее - ГУ “Ухтинский городской центр занятости населения“, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным уведомления Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Коми (далее - Казначейство) от 29.03.2004 N 18 об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечено Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации в Республике Коми (далее - Контрольно-ревизионное управление).

Решением от 15.10.2004 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 10.12.2004 решение оставлено без изменения.

Казначейство не согласилось с принятыми по делу судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что уведомления об изменении финансирования, которые направляет орган федерального казначейства, являются предложениями по вынесению изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета, а не ненормативным актом; окончательное решение о применении меры принуждения принимает главный распорядитель бюджетных средств; оспариваемое уведомление не нарушает прав учреждения и несет последствия только для главного распорядителя бюджетных средств.

Учреждение в отзыве на кассационную жалобу доводы заявителя отклонило, указав на правомерность принятых судебных актов.

Отзыв на кассационную жалобу Контрольно-ревизионного управления своевременно кассационной инстанцией не получен.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.

Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов кассационной жалобы и заявленных относительно ее возражений.

Как следует из материалов дела, Контрольно-ревизионное управление провело
ревизию финансово-хозяйственной деятельности ГУ “Ухтинский городской центр занятости населения“ за период с 01.01.2002 по 31.12.2003, в ходе которой выявило факт нецелевого использования Учреждением 30945 рублей бюджетных средств.

Результаты документальной ревизии отражены в акте от 06.02.2004.

На основании представления Контрольно-ревизионного управления от 17.03.2004 N 18 Казначейство оформило уведомление от 29.03.2004 N 18 (N 06-10/836) об уменьшении Учреждению бюджетных ассигнований на 30945 рублей, использованных не по целевому назначению.

Не согласившись с указанным уведомлением в части уменьшения бюджетных ассигнований в сумме 21451 рубля, Учреждение обжаловало его в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленное требование, суд обеих инстанций исходил из того, что правовые основания для отказа в признании недействительным оспариваемого уведомления отсутствуют.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа оснований для ее удовлетворения не усмотрел.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, затрагивающие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Под ненормативным актом, который согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица и влекущий неблагоприятные юридические последствия.

В соответствии со статьями 281, 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств является нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

Как следует из пункта 1 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации, право применять меры принуждения имеют руководители органов федерального казначейства и их заместители (в соответствии с их полномочиями).

Согласно
подпункту “а“ пункта 3 Инструкции о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26.04.2001 N 35н, оформление уведомлений об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований на сумму средств, использованных не по целевому назначению, является мерой принуждения, применяемой органами федерального казначейства к нарушителям бюджетного законодательства.

Арбитражный суд Республики Коми установил отсутствие в действиях Учреждения нарушений бюджетного законодательства.

Казначейство данный факт (исходя из доводов кассационной жалобы) не оспаривает.

Материалы дела свидетельствуют о том, что оспариваемое уведомление оформлено руководителем казначейства в пределах его компетенции, содержит вывод о нарушении Учреждением бюджетного законодательства, в нем указано о необходимости применения к заявителю меры принуждения в виде взыскания использованных не по целевому назначению бюджетных средств путем уменьшения бюджетных ассигнований по определенным кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

Учитывая изложенное, Арбитражный суд Республики Коми сделал правильный вывод о том, что уведомление от 29.03.2004 N 18 Казначейства носит властно-распорядительный характер и влечет для Учреждения неблагоприятные последствия в виде уменьшения бюджетных ассигнований, поэтому является ненормативным актом, спор о признании которого недействительным подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием к отмене принятых Арбитражным судом Республики Коми судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

Вопрос о распределении расходов по кассационной жалобе судом не рассматривался в связи с освобождением заявителя от их уплаты на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 10.12.2004 по делу
N А29-5610/2004а Арбитражного суда Республики Коми оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Коми - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

ЗАБУРДАЕВА И.Л.

Судьи

БАЗИЛЕВА Т.В.

ЕВТЕЕВА М.Ю.