Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.01.2005 N А79-6693/2004-СК1-6244 Выплата средств по исполнительным листам к предприятиям, владеющим имуществом на праве оперативного управления, производится за счет средств казны РФ, выделенных федеральным органам исполнительной власти как главным распорядителям средств.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 20 января 2005 года Дело N А79-6693/2004-СК1-6244“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Павлова В.Ю., судей Апряткиной Г.С., Конкиной И.И., при участии представителя от истца: Троицкой Е.Н. по доверенности от 18.01.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Чувашской Республике на решение от 06.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 08.10.2004 по делу N А79-6693/2004-СК1-6244 Арбитражного суда Чувашской Республики, принятые судьями Кудряшовой Г.Г., Петровой С.М., Михайловым А.Т., Кирилловой М.Н., по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам
N 1 по Чувашской Республике о признании действий судебного пристава-исполнителя незаконными и

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Чувашской Республике (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Алатырского районного подразделения судебных приставов Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике, выразившихся в вынесении постановления от 16.07.2003 об отмене постановления об ограничении расходных операций по кассе Алатырского лесхоза (далее - лесхоз) от 09.06.2004.

Требования мотивированы со ссылкой на статью 254 Бюджетного кодекса Российской Федерации тем, что судебный пристав-исполнитель в нарушение статей 45, 46 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ и статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации не учел, что не вся выручка лесхоза поступает на отдельный счет федерального казначейства и расходуется по целевому назначению.

Решением от 06.09.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.10.2004, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу, что законом предусмотрен специальный правовой режим имущества, переданного предприятию в оперативное управление, на которое нельзя обратить взыскание в порядке, предусмотренном статьей 58 Федерального закона “Об исполнительном производстве“, для погашения задолженности самого учреждения, и вынесенное постановление не противоречит нормам Федерального закона “Об исполнительном производстве“.

Не согласившись с вынесенными по делу решением и постановлением, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просила отменить их в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, суд неправильно применил статьи 45, 46 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ и статью 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как судебный пристав-исполнитель чинит препятствия для
поступления платежей в бюджет и тем самым нарушает обязанности, предусмотренные статьей 12 Федерального закона “О судебных приставах“, а также не выполняет в полном объеме меры принудительного исполнения.

Алатырский лесхоз отзывом на кассационную жалобу отклонил доводы заявителя и просил оставить ее без удовлетворения.

Законность решения и постановления Арбитражного суда Чувашской Республики проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы кассационного производства и заслушав полномочного представителя заявителя, суд третьей инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.

Судебный пристав-исполнитель Алатырского районного подразделения судебных приставов Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике Паскудина Л.Ю. 16.07.2004 вынесла постановление об отмене ранее принятого постановления об ограничении расходных операций по кассе Алатырского лесхоза на основании пункта 4 статьи 254 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 88 Федерального закона “Об исполнительном производстве“.

Межрайонная инспекция МНС N 1 по Чувашской Республике, полагая, что названное постановление вынесено с нарушением статей 45, 46 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ и статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратилась с настоящим заявлением.

Согласно Положению о лесхозе федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденному приказом Рослесхоза от 13.11.1998 N 188, Алатырский лесхоз является государственным учреждением.

В силу требований статьи 46 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства должника. При их недостаточности для удовлетворения требований взыскателя взыскание обращается на иное принадлежащее должнику имущество, за исключением имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание.

В пункте 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской
Федерации указано, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Данной правовой нормой установлен специальный правовой режим находящегося в распоряжении учреждения имущества. Взыскания на другие виды имущества учреждения, за исключением денежных средств, действующим законодательством не предусмотрено.

Являясь государственным учреждением, Алатырский лесхоз владеет федеральным государственным имуществом на праве оперативного управления и распоряжается им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как правомерно указала апелляционная инстанция, законом предусмотрен специальный правовой режим имущества, которое передано предприятию в оперативное управление и на которое нельзя обратить взыскание в порядке, предусмотренном статьей 58 Федерального закона “Об исполнительном производстве“, для погашения задолженности самого учреждения. Исполнительный документ в этом случае исполняется согласно статье 158 Бюджетного кодекса, которая предусматривает выплату средств по исполнительным листам к предприятию, владеющему имуществом на праве оперативного управления, за счет казны Российской Федерации из средств федерального бюджета.

Заявитель вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств нарушения судебным приставом действующего законодательства отменой ранее вынесенного постановления об ограничении расходных операций по кассе Алатырского лесхоза.

С учетом изложенного суд третьей инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе предусмотренных в пункте 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 06.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 08.10.2004 по делу N А79-6693/2004-СК1-6244 Арбитражного суда Чувашской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по
Чувашской Республике - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

ПАВЛОВ В.Ю.

Судьи

АПРЯТКИНА Г.С.

КОНКИНА И.И.