Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.01.2005 N А29-4480/2004-4э Ответственность в части возмещения за счет казны РФ убытков, возникших в связи с недофинансированием льгот, возложена на Министерство финансов РФ как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 11 января 2005 года Дело N А29-4480/2004-4э“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Синякиной Т.В., судей Ногтевой В.А., Терешиной Н.М., без участия представителей сторон, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми на решение от 17.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 02.11.2004 по делу N А29-4480/2004-4э Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Юдиной О.П., Дончевской О.А., Тугаревым С.В., Юркиной Л.Ю., по иску открытого акционерного общества “Связь“ к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, Управлению
по соцвопросам администрации муниципального образования “Усть-Цилемский район“ о взыскании 32264 рублей 90 копеек убытков и

УСТАНОВИЛ:

Федеральный закон “О ветеранах“ от 12.01.1995 имеет номер 5-ФЗ, а не 12-ФЗ.

Открытое акционерное общество “Связь“ Республики Коми (далее - ОАО “Связь“) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Управлению по социальным вопросам администрации муниципального образования “Усть-Цилемский район“ и Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми (далее - Министерство финансов Российской Федерации) о взыскании 32264 рублей 90 копеек убытков, причиненных предоставлением отдельным категориям граждан льгот по услугам связи в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 12-ФЗ “О ветеранах“ за период с января по декабрь 2002 года.

Суд первой инстанции решением от 17.09.2004 удовлетворил иск за счет казны Российской Федерации, взыскал спорную сумму с Министерства финансов Российской Федерации. В иске к Управлению по социальным вопросам администрации муниципального образования “Усть-Цилемский район“ отказал. Принимая решение, суд исходил из того, что все полученные Управлением денежные средства на финансирование льгот по Федеральному закону “О ветеранах“ перечислены истцу и убытки возникли вследствие недостаточного финансирования из средств федерального бюджета.

Постановлением апелляционной инстанции от 02.11.2004 решение от 17.09.2004 оставлено без изменения.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в части взыскания убытков с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

По мнению лица, подавшего жалобу, федеральные органы государственной власти при составлении федерального бюджета действовали в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Согласно пункту 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации в
случае, если расходы на реализацию законодательного или иного нормативного правового акта не предусмотрены законом о бюджете либо предусмотрены частично, применяется закон о бюджете. Указанные положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, примененные Арбитражным судом города Москвы по аналогичному делу, признаны определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 173-О не противоречащими Конституции Российской Федерации. По утверждению заявителя, право ОАО “Связь“ на получение компенсации расходов не нарушено, так как последние могут быть компенсированы в последующем периоде и в этой связи считает, что незаконного бездействия со стороны Министерства финансов Российской Федерации не было.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, не обеспечили явку представителей в заседание суда кассационной инстанции.

Законность решения от 17.09.2004 и постановления апелляционной инстанции от 02.11.2004 Арбитражного суда Республики Коми по данному делу проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ОАО “Связь“ в 2002 году оказывало услуги связи гражданам, проживающим в Усть-Цилемском районе, с учетом льгот, предусмотренных Федеральным законом “О ветеранах“, и ему не были компенсированы недополученные доходы в размере 32254 рубля 90 копеек.

Согласно статье 30 Федерального закона от 16.02.1995 N 15-ФЗ “О связи“, действовавшего до 01.01.2004, возмещение недополученных предприятием связи доходов при предоставлении льгот по оплате услуг связи производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета субъекта Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ предусмотрено, что расходы на реализацию льгот по оплате установки квартирного телефона и на абонентскую плату за пользование им,
установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 утверждены Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот.

В пункте 2 названных Правил указано, что финансирование расходов, понесенных в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на льготы, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в 2000 году Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранами и инвалидами.

Постановление Правительства РФ N 137 имеет дату 28.02.2002, а не 28.02.2001.

Действие указанного постановления продлено до 31.12.2002 постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2001 N 137.

Согласно Ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2002 год (приложение N 6 к Федеральному закону от 30.12.2001 N 194-ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“) по статье “Расходы на оплату установки телефона ветеранам и инвалидам и его использование“ предусмотрено выделение из федерального бюджета 1620700 тыс. рублей, главным распорядителем которых явилось Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

Представленными в материалы дела документами подтверждено, что Министерством труда и социального развития Российской Федерации перечислено Республике Коми 38409,3 тыс. рублей, из которых Министерством Республики Коми по социальным вопросам направлено в Усть-Цилемский район 526 тыс. рублей, в то время как общая сумма льгот, предоставленных населению района за услуги связи, составила 558264 рубля 90 копеек.

Все выделенные денежные средства выплачены истцу, и, согласно акту сверки, между Усть-Цилемским ОЭС Ухтинского филиала ОАО “Связь“ и Управлением по социальным вопросам администрации муниципального образования “Усть-Цилемский район“ из федерального бюджета истцу
не компенсировано 32264 рубля 90 копеек.

При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к правильному выводу, что убытки у ОАО “Связь“ возникли из-за недофинансирования из федерального бюджета и ответственность правомерно возложена на Министерство финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.

В рассматриваемой ситуации неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных ОАО “Связь“ в результате реализации законно установленных льгот, повлекло возникновение убытков.

Доводы заявителя кассационной жалобы о нарушении пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации не принимаются. Действительно, согласно названной норме, если законодательные или иные правовые акты устанавливают бюджетные обязательства, не предусмотренные законом о бюджете, применяется закон о бюджете.

Вместе с тем в пункте 3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 173-О подчеркнуто, что федеральный закон о федеральном бюджете должен создавать надлежащее финансирование условий для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, и не может в качестве последующего закона изменять положения других федеральных законов, лишать их юридической силы.

Таким образом, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу пункта
4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом округа не установлено.

В силу изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за кассационную жалобу не рассматривался, так как Министерство финансов Российской Федерации освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“.

Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 17.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 02.11.2004 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-4480/2004-4э оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, г. Сыктывкар, - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

СИНЯКИНА Т.В.

Судьи

НОГТЕВА В.А.

ТЕРЕШИНА Н.М.