Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 15.12.2005 N 73-о05-29 Приговор по делу о покушении на кражу, умышленном причинении тяжкого вреда здоровью и убийстве оставлен без изменения, поскольку доводы осужденных о добровольном отказе от совершения кражи, о применении незаконных методов ведения следствия, доводы одного из осужденных об отсутствии квалифицирующего признака убийства и утверждение другого осужденного, что от его ударов не мог образоваться тяжкий вред здоровью потерпевшего, исследовались и обоснованно отвергнуты как несостоятельные.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 декабря 2005 года

Дело N 73-о05-29

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Разумова С.А.,

судей Чакар Р.С.,

Фроловой Л.Г.

рассмотрела в судебном заседании от 15 декабря 2005 года кассационные жалобы осужденных Ш., Д., кассационное представление государственного обвинителя Малова А.А. на приговор Верховного Суда Республики Бурятия от 19 апреля 2005 года, которым

Ш., <...>, осужден:

по ч. 3 ст. 30, п. п. “а“, “б“ ч. 2 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы;

по п. “а“ ч. 3 ст. 111 УК РФ к 6 годам лишения свободы;

по п. “к“ ч. 2 ст. 105 УК РФ к 13 годам лишения свободы.

На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено 15 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима;

Д., <...>, осужден:

по ч. 3 ст. 30, п. п. “а“, “б“ ч. 2 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы;

по п. “а“ ч. 3 ст. 111 УК РФ к 7 годам лишения свободы.

На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено 7 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Взыскано с Ш., Д. солидарно в пользу Л.Н. в возмещение расходов на погребение 7163 рубля, а также с Ш. 80000 рублей, с Д. 20000 рублей в компенсацию морального вреда.

Ш. и
Д. признаны виновными и осуждены за покушение на кражу, совершенное группой лиц по предварительному сговору, с незаконным проникновением в помещение; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное в отношении лица в связи с осуществлением им служебной деятельности, группой лиц.

Кроме того, Ш. осужден за убийство, совершенное с целью скрыть другое преступление.

Преступления совершены 9 мая 2004 года в городе Улан-Удэ при установленных и описанных судом обстоятельствах в отношении имущества ОАО “Улан-Удэнский авиационный завод“ и сторожа общежития этого общества Л.Э.

Заслушав доклад судьи Чакар Р.С., объяснения осужденных Ш., Д., мнение прокурора Костюченко В.В., полагавшего оставить приговор без изменения, Судебная коллегия

установила:

в кассационных жалобах:

осужденный Ш. просит переквалифицировать его действия на ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 105 УК РФ, ссылаясь на добровольный отказ от кражи, нанесение им лишь одного удара Л.Э., отсутствие квалифицирующего признака убийства;

осужденный Д. просит квалифицировать его действия по ч. 1 ст. 116 УК РФ. Утверждает, что от совершения кражи отказался добровольно, не причинял тяжкий вред здоровью потерпевшего.

Государственный обвинитель Малов А.А. принес свои возражения на кассационные жалобы осужденных.

В кассационном представлении государственный обвинитель Малов А.А. просит приговор изменить, исключив указание на поджог Ш. в общежитии вестибюля, сокрытие орудий убийства с целью скрыть покушение на кражу и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Эти действия не были указаны в обвинительном заключении.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и представления, Судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению приговора.

Виновность осужденных Ш., Д. в содеянном ими установлена собранными по делу, исследованными в судебном заседании, оцененными и приведенными в приговоре доказательствами.

Доводы осужденных о добровольном отказе от совершения кражи, доводы
Ш. о том, что он нанес удары горлышками бутылок не с целью сокрытия преступлений, доводы Д. о том, что от его ударов не мог образоваться тяжкий вред здоровью потерпевшего, доводы о применении незаконных методов ведения следствия, изложенные в дополнительной кассационной жалобе осужденного Д., исследовались в судебном заседании и обоснованно отвергнуты как несостоятельные.

Положенные в основу приговора показания Ш., Д., данные ими на предварительном следствии в присутствии защитников при допросах с разъяснением им процессуальных прав, подтверждаются показаниями свидетеля М., в отношении которого уголовное преследование прекращено в связи с деятельным раскаянием, показаниями самого Ш. при проверке его показаний на месте происшествия, другими доказательствами.

Этими доказательствами подтверждается то, что осужденные не отказались от кражи унитаза, кража была не доведена до конца из-за того, что унитаз разбился при освобождении его от болтов, Ш. нанес удар доской по голове сторожа, а Д. наносил удары ногами по голове и туловищу Л.Э., затем Ш. убил сторожа с целью скрыть совершенное.

Наступление смерти Л.Е. от резаных ран шеи с повреждением сосудов, сопровождавшихся обильной кровопотерей, наличие закрытой черепно-мозговой травмы и других повреждений на лице подтверждается выводами заключения судебно-медицинской экспертизы.

Доводы кассационного представления об исключении из приговора части указаний суда нельзя признать состоятельными в связи с тем, что судом оспариваемые обстоятельства не указаны при описании установленных судом действий и не получили правовой оценки и по существу представляют собой оценку показаний самого Д. и свидетеля М.

Действия осужденных квалифицированы в соответствии с установленными фактическими обстоятельствами дела, оснований к изменению правовой оценки содеянного не имеется.

При назначении наказания требования закона соблюдены: учтены тяжесть содеянного каждым, данные о личности,
все обстоятельства дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 377, 378, 388 УПК РФ, Судебная коллегия

определила:

приговор Верховного Суда Республики Бурятия от 19 апреля 2005 года в отношении Ш., Д. оставить без изменения, а кассационные жалобы и кассационное представление - без удовлетворения.