Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 01.12.2005 N КАС05-546 Об оставлении без изменения определения Верховного Суда РФ от 05.10.2005 N ГКПИ05-1247, которым было отказано в принятии заявления о признании частично недействующими Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 N 538.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 декабря 2005 г. N КАС05-546

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Толчеева Н.К.,

Кебы Ю.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 1 декабря 2005 года гражданское дело по заявлению Н. о признании частично недействующими Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 года N 538,

по частной жалобе заявителя на определение судьи Верховного Суда РФ от 5 октября 2005 года, которым в принятии заявления отказано по п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., Кассационная коллегия

установила:

Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным требованием.

Определением судьи Верховного Суда РФ от 5 октября 2005 года в принятии заявления отказано по тому мотиву, что заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

В частной жалобе заявитель просит об отмене определения, ссылаясь на его незаконность.

Кассационная коллегия находит определение судьи подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии с пунктом 1 частью 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Как следует из заявления, адресованного на первую инстанцию, заявителем оспаривается Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 года N 538 “Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность“ по мотиву противоречия действующему законодательству.

В соответствии со ст.
64 Федерального закона “О связи“ Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Поскольку данное право делегировано Правительству Российской Федерации вышеуказанным Федеральным законом, то вывод судьи Верховного Суда РФ о том, что оспариваемый заявителем нормативный правовой акт Правительства РФ принят во исполнение федерального закона, правомерен.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 27 января 2004 года N 1-П по делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 части первой статьи 27, частей первой, второй и четвертой статьи 251, частей второй и третьей статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положения указанных процессуальных норм - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативного регулирования - не предполагают разрешение Верховным Судом Российской Федерации дел об оспаривании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, принятых во исполнение полномочий, возложенных на эти органы непосредственно федеральным законом.

В случаях, когда нормативный правовой акт, отдельные положения которого оспариваются заявителем, принят Правительством РФ во исполнение полномочия, возложенного на него непосредственно федеральным законом, судебная проверка таких актов невозможна без установления соответствия такого акта и (или) самого федерального закона Конституции Российской Федерации с точки зрения установленных ею разделения властей и разграничения полномочий и компетенции между федеральными органами законодательной и исполнительной власти. Поскольку в данном случае возникает вопрос не просто о законности нормативного акта Правительства РФ, а по существу о его конституционности, судебная проверка данного акта может быть осуществлена только в порядке конституционного судопроизводства.

В связи с изложенным судья пришел к правильному выводу о том, что действующее гражданское процессуальное законодательство не
предполагает разрешение Верховным Судом Российской Федерации дел об оспаривании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, принятых во исполнение полномочий, возложенных на него непосредственно федеральным законом.

В принятии заявления применительно к пункту 1 части 1 ст. 134 ГПК РФ отказано правомерно.

Каких-либо правовых доводов и оснований, которые могли бы повлечь отмену определения, в частной жалобе не содержится.

Руководствуясь ст. 374 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда РФ

определила:

определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 5 октября 2005 года оставить без изменения, а частную жалобу Н. - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

Н.К.ТОЛЧЕЕВ

Ю.Г.КЕБА