Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 11.05.2005 N КАС05-176 Об оставлении без изменения определения Верховного Суда РФ от 21.02.2005 N ГКПИ2004-1607, которым было прекращено производство по делу о признании частично недействующими пунктов 2 и 5 “Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности...“, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.1999 N 1233.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 мая 2005 г. N КАС05-176

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Толчеева Н.К.,

Пелевина Н.П.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 11 мая 2005 года гражданское дело по заявлению Ш. о признании частично недействующими пунктов 2 и 5 Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности федеральной государственной службы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 1999 г. N 1233, по частной жалобе Ш. на определение Верховного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2005 года, которым производство по делу прекращено на основании абз. 2 ст. 220 ГПК РФ.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителей Министерства здравоохранения и социального развития РФ Т. и Д., представителя Пенсионного фонда РФ Б., возражавших против удовлетворения частной жалобы, заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей жалобу необоснованной, Кассационная коллегия

установила:

пунктом 2 Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности Федеральной государственной службы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 1999 года N 1233, установлено, что лица, замещавшие на постоянной основе не менее одного года государственные должности Российской Федерации, предусмотренные Сводным перечнем
государственных должностей Российской Федерации (далее именуются - государственные должности Российской Федерации), получавшие денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета и освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации“, если освобождение от замещаемой государственной должности Российской Федерации имело место не ранее 16 августа 1995 года.

Пунктом 5 вышеназванного Положения предусмотрено, что лица, замещавшие государственные должности федеральных государственных служащих, предусмотренные Реестром государственных должностей федеральных государственных служащих, и лица, замещавшие государственные должности федеральной государственной службы, предусмотренные перечнями государственных должностей федеральной государственной службы, являющимися соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации (далее именуются - должности федеральной службы), имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации“ (кроме государственных пенсий за выслугу лет) либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации“ при наличии определенных условий, в том числе: если увольнение с замещаемой должности федеральной службы имело место не ранее 16 августа 1995 года - для лиц, замещавших должности федеральной службы (кроме должностей, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего подпункта).

Ш. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 2 и 5 Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности федеральной государственной службы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11
ноября 1999 г. N 1233, в части “распространения ежемесячных доплат к государственной (трудовой) пенсии только на лиц, уволенных с указанных должностей с 16 августа 1995 года и позднее“.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2005 года производство по делу прекращено (абз. 2 ст. 220 ГПК РФ).

В частной жалобе заявитель просит рассмотреть его заявление по существу.

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Согласно абз. 2 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Как следует из содержания заявления, поданного на первую инстанцию, Ш. оспаривает пункты 2 и 5 Положения, предусматривающих ежемесячную доплату к трудовой пенсии лицам, освобожденным от государственных должностей и должностей государственной службы не ранее 16 августа 1995 года, ссылаясь на то, что оспариваемые им положения нормативного правового акта Правительства РФ противоречат действующему законодательству, поскольку ограничивают круг лиц, имеющих право на ежемесячную доплату к государственной пенсии.

Судом установлено, что пункт 5 оспариваемого Положения, касающийся федеральных государственных служащих, фактически утратил силу в связи с принятием Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“, Указа Президента РФ от 17 декабря 2002 г. N 1413, Постановления Правительства РФ от 4 марта 2002 г. N 141, Постановления Правительства РФ от 28 апреля 2003 г. N 247.

Пунктом
4 Постановления Правительства РФ от 4 марта 2002 г. N 141 “О некоторых вопросах реализации Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“ установлено, что гражданам Российской Федерации из числа лиц, замещавших государственные должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, получающим по состоянию на 31.12.2001 ежемесячную доплату к государственной пенсии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 “О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы“, которым с 1 января 2002 г. произведен перерасчет размера трудовых пенсий по старости или по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, устанавливается с 01.01.2002 пенсия за выслугу лет, предусмотренная статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“, без подачи ими заявления о назначении этой пенсии и представления документов, подтверждающих право на указанную пенсию.

Следовательно, доплаты к государственной пенсии в законодательном порядке заменены пенсиями за выслугу лет.

Таким образом, заявитель оспаривает правовую норму, не подлежащую применению и, следовательно, не влекущую нарушение гражданских прав и свобод граждан и организаций. Вывод судьи о том, что к числу законодательных актов, утративших силу, следует относить акты не только формально отмененные, но и фактически недействующие в силу издания более поздних актов, которым они противоречат, правомерен.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 27 ГПК РФ Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов
Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.

По смыслу ст. ст. 251, 253 ГПК РФ в порядке гражданского судопроизводства могут быть оспорены лишь такие нормативные правовые акты, которые на время их обжалования являются действующими и влекущими нарушение гражданских прав и свобод.

Правовые акты, действие которых прекращено, основанием к возникновению прав и обязанностей не являются и каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан, в том числе и заявителя, повлечь не могут, и такие акты не могут выступать предметом судебного обжалования.

Если заявитель полагает, что в период действия утратившего силу нормативного правового акта имело место нарушение его прав и законных интересов, то эти права могут быть восстановлены иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.

Судом также обоснованно прекращено производство по делу в части оспаривания пункта 2 Положения по тем основаниям, что предписания оспариваемого пункта 2 Положения не затрагивают прав, свобод или законных интересов заявителя.

В оспариваемом пункте, как правильно указано в определении суда, речь идет о надбавке к пенсии лицам, замещавшим на постоянной основе не менее одного года государственные должности Российской Федерации, предусмотренные Сводным перечнем государственных должностей Российской Федерации, который утвержден Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 32.

Судом установлено, что заявитель не замещал должности, указанные в Сводном перечне государственных должностей Российской Федерации, поэтому вывод суда о том, что Положение в части установления и выплаты ежемесячной надбавки к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и интересы заявителя, правомерен.

При таком положении Верховным Судом РФ
производство по делу на основании абз. 2 ст. 220 ГПК РФ прекращено обоснованно.

Руководствуясь ст. 374 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

определение Верховного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2005 года оставить без изменения, а частную жалобу Ш. - без удовлетворения.