Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 12.01.2005 N 24-Г04-9 Заявление о признании частично недействующим абзаца 2 пункта 3.1 Правил пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства в Республике Адыгея, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21.02.2000 N 61, удовлетворено правомерно, поскольку, разрешая передачу участков лесного фонда для организации любительской и спортивной охоты государственным охотничьим хозяйствам в безвозмездное пользование, Кабинет Министров Республики Адыгея вышел за пределы своей компетенции.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 января 2005 года

Дело N 24-Г04-9

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

судей Маслова А.М.,

Пирожкова В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Республики Адыгея о признании частично недействующим абзаца 2 пункта 3.1 Правил пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства в Республике Адыгея, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея N 61 от 21 февраля 2000 года по кассационной жалобе Кабинета Министров Республики Адыгея на решение Верховного Суда Республики Адыгея от 15 октября 2004 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации А.М. Маслова, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Т.А. Власовой, полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

абзацем 2 п. 3.1 Правил пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства в Республике Адыгея, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 февраля 2000 г. N 61, предусмотрено, что участки лесного фонда для организации любительской и спортивной охоты передаются общественным объединениям охотников и государственным охотничьим хозяйствам в безвозмездное пользование.

Заместитель прокурора Республики Адыгея обратился в суд с названным заявлением, указав, что предоставление участков лесного фонда для организации любительской и спортивной охоты государственным охотничьим хозяйствам на безвозмездной основе противоречит федеральному законодательству и законодательству Республики Адыгея.

Представители Агентства лесного хозяйства по Республике Адыгея и Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея доводы заявления поддержали. Представитель Кабинета Министров Республики
Адыгея требований прокурора не признал.

Решением Верховного Суда Республики Адыгея от 15 октября 2004 г. заявление заместителя прокурора Республики Адыгея удовлетворено. В абзаце втором пункта 3.1 Правил пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства в Республике Адыгея, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 февраля 2000 года N 61, часть предложения “и государственным охотничьим хозяйствам“ признана противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению со дня вступления решения в законную силу.

Представитель Кабинета Министров Республики Адыгея подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое, которым отказать в удовлетворении заявления прокурора. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон. Так, субъекты Российской Федерации вправе в части, не урегулированной федеральным законодательством, осуществлять самостоятельное правовое регулирование своими нормативными правовыми актами. Установив возможность предоставления участков лесного фонда для организации любительской и спортивной охоты государственным охотничьим хозяйствам в безвозмездное пользование, Кабинет Министров не вышел за пределы полномочий, предоставленных федеральным законодательством, а воспользовался своим правом на самостоятельное регулирование вопросов, непосредственно не урегулированных федеральным законодательством. Пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства осуществляется на основании договора аренды лишь промысловыми организациями.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения.

Статья 1 Лесного кодекса РФ устанавливает, что лесное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Лесное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие лесные отношения, не могут противоречить настоящему Кодексу и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом, регулирующим лесные отношения, действует федеральный закон.

Статья 79 Лесного кодекса РФ определяет основные требования, предъявляемые к использованию лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, к числу которых относится платность лесопользования. Далее в ст. 121 ч. 3 Лесной кодекс РФ делает из этого правила исключение, устанавливая, что участки лесного фонда для организации любительской и спортивной охоты общественным объединениям охотников передаются в безвозмездное пользование.

Аналогичным образом решается этот вопрос в части 2 ст. 13 Закона о лесе Республики Адыгея, которой (в ред. Закона РА от 13.11.2002 N 95) предусмотрено, что участки лесного фонда для организации любительской и спортивной охоты общественным объединениям охотников передаются в безвозмездное пользование решением Кабинета Министров Республики Адыгея по предложению территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством в Республике Адыгея.

Сославшись на указанные нормы, суд сделал правильный вывод о том, что, разрешая передачу участков лесного фонда для организации любительской и спортивной охоты государственным охотничьим хозяйствам в безвозмездное пользование, Кабинет Министров Республики Адыгея вышел за пределы своей компетенции.

В кассационной жалобе указано, что Кабинет Министров, установив оспариваемое положение, воспользовался своим правом на самостоятельное регулирование вопросов, непосредственно не урегулированных федеральным законодательством.

Такое утверждение основано на неправильном толковании материального закона. Как указано выше, федеральным законом установлено общее требование - платность лесопользования, из которого сделано единственное исключение для организации любительской и спортивной охоты общественным объединениям охотников, из чего следует вывод, что по данному вопросу отсутствовало правовое поле для собственного
правового регулирования субъектом Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемое положение противоречит федеральному закону, что в силу ст. 76 Конституции Российской Федерации недопустимо.

С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит доводы кассационной жалобы убедительными, влекущими отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Адыгея от 15 октября 2004 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Кабинета Министров Республики Адыгея - без удовлетворения.