Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 12.01.2005 N 74-Г04-14 Заявление о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных норм Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.04.2003 N 244, удовлетворено правомерно, так как возложение полномочий по выдаче разрешений на строительство объектов недвижимости на орган исполнительной власти субъекта РФ противоречит федеральному законодательству.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 января 2005 года

Дело N 74-Г04-14

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

судей Емышевой В.А.,

Харланова А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных норм Положения о порядке выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости на территории Республики Саха (Якутия), за исключением объектов федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2003 г. N 244, по кассационной жалобе Правительства Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 2 августа 2004 года, которым заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей оставить решение без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Правительство Республики Саха (Якутия) постановлением от 24 апреля 2003 г. N 244 утвердило Положение о порядке выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости на территории Республики Саха (Якутия), за исключением объектов федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения.

Положение в установленном порядке опубликовано в официальных средствах массовой информации (газета “Якутия“ от 20 мая 2003 г.).

Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных норм Положения в части, допускающей выдачу
органами исполнительной власти разрешений на строительство объектов недвижимости на территории Республики Саха (Якутия) и возможности делегирования органами местного самоуправления полномочий по выдаче разрешений на строительство объектов недвижимости какому-либо иному органу.

Представитель Правительства Республики Саха (Якутия) П., Министерства строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) К. заявление прокурора не признали и суду пояснили, что оспариваемое Положение разработано по аналогии с Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 221 “Об утверждении Правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территории объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения“, которым право выдачи разрешений на строительство объектов федерального значения предоставлено федеральным органам исполнительной власти.

2 августа 2004 года Верховным Судом Республики Саха (Якутия) постановлено решение, которым признаны недействующими со дня вступления решения в законную силу абзацы 2 - 6, 12 пункта 1.5, раздел 4, пункт 7.1, пункты 8.1, 8.7, 8.8, абзац 3 пункта 9.1, 9.3, 9.4 в части, допускающей выдачу разрешений на строительство органом исполнительной власти, Положения о порядке выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости на территории Республики Саха (Якутия), за исключением объектов федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2003 года N 244, приложения N 1, 2 к Положению в части, допускающей выдачу разрешений на строительство органом исполнительной власти.

Министерство строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) подало кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и направить на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что выводы суда первой инстанции, изложенные в
решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Оспариваемое Положение, утвержденное постановлением Правительства РС (Я) от 24 апреля 2003 г. N 244, содержит нормы, устанавливающие, что разрешения на строительство объектов недвижимости на территории РС (Я) выдает исполнительный орган государственной власти - Министерство строительства и промышленности строительных материалов РС (Я) (абзацы 2 - 6, 12 пункта 1.5, раздел 4, пункты 7.1, 8.1, 8.7, 8.8, абзац 3 пункта 9.1, пункты 9.2, 9.3 и 9.4, приложения к Положению N 1 и 2).

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу о том, что возложение полномочий по выдаче разрешений на строительство объектов недвижимости на орган исполнительной власти субъекта РФ противоречит федеральному законодательству, в частности, нормам Градостроительного кодекса РФ.

Выдача в установленном порядке разрешений на строительство объектов недвижимости отнесена ст. 23 Градостроительного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления. К полномочиям органов государственной власти, в силу положений статьи 22 Градостроительного кодекса РФ, отнесено установление порядка выдачи разрешений на строительство, за исключением объектов федерального значения и объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения; принятие решений о строительстве объектов недвижимости значения субъектов РФ и о подготовке документов для получения разрешений на их строительство.

При таких обстоятельствах вывод суда
о том, что органы государственной власти не вправе осуществлять выдачу таких разрешений, является правильным.

Абзацем 12 пункта 1.5 оспариваемого Положения предусмотрено, что органы местного самоуправления могут делегировать свои полномочия по выдаче разрешений на строительство объектов недвижимости соответствующим органам архитектуры и градостроительства.

Суд правильно признал это положение противоречащим федеральному законодательству, поскольку Градостроительным кодексом РФ не предусмотрена возможность делегирования органами местного самоуправления полномочий по выдаче разрешений на строительство объектов недвижимости какому-либо иному органу. Градостроительным кодексом определена конкретная форма участия органов архитектуры и градостроительства при выдаче разрешений на строительство объектов недвижимости. Это - осуществление подготовки документов для выдачи разрешений на строительство (ст. 27, п. 2 ст. 62).

Согласно п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ законы и иные нормативные акты субъектов РФ, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить Кодексу и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам.

Ссылки представителя Министерства строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Я) в кассационной жалобе на Постановление Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 221, которым были утверждены Правила выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, основанием к отмене решения не являются.

Указанные Правила приняты в соответствии со статьей 21 Градостроительного кодекса Российской Федерации и определяют порядок выдачи разрешений (специальных) на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения.

Согласно ст. 21 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям Правительства Российской Федерации в области градостроительства относится установление порядка выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а
также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на соответствующих территориях относится установление порядка выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости, за исключением объектов, указанных в статье 21 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст. 22).

Доводы кассационной жалобы о том, что суд неправильно истолковал закон, не учел все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 2 августа 2004 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.