Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 13.04.2005 N 1-Г05-14 Производство по делу по заявлению о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления главы администрации Архангельской области от 15.09.2004 N 143 прекращено, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт постановлением главы администрации Архангельской области от 28.12.2004 N 214 признан утратившим силу.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 апреля 2005 года

Дело N 1-Г05-14

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Лаврентьевой М.Н.,

судей Емышевой В.А.,

Хаменкова В.Б.

рассмотрела в судебном заседании от 13 апреля 2005 года дело по кассационной жалобе Т. на решение Архангельского областного суда от 28 декабря 2004 года, которым отказано в удовлетворении ее заявления об оспаривании постановления главы администрации Архангельской области от 15.09.2004 N 143 “О внесении изменений в Порядок предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на территории Архангельской области, утвержденный постановлением администрации области от 9 августа 2002 года N 164 (с изменениями на 25 сентября 2003 года N 149)“.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Т. обратилась в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления главы администрации Архангельской области от 15 сентября 2004 г. N 143 “О внесении изменений в Порядок предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на территории Архангельской области, утвержденный постановлением администрации области от 9 августа 2002 года N 164 (с изменениями на 25 сентября 2003 года N 149).“

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что в соответствии с пунктом 2.4 указанного выше Порядка граждане признавались нуждающимися в получении субсидии в следующих случаях:

совокупный доход семьи на одного человека ниже установленного прожиточного минимума;

совокупный доход семьи на одного человека
выше установленного прожиточного минимума, а величина оплаты жилья и коммунальных услуг превышает максимально допустимую долю собственных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Постановлением от 15 сентября 2004 г. N 143 дефис 1 пункта 2.4 Порядка был исключен.

Таким образом, заявительница считает, что было нарушено ее право на субсидию при совокупном доходе семьи на одного человека ниже установленного прожиточного минимума.

Решением Архангельского областного суда от 28 декабря 2004 года в удовлетворении заявления Т. отказано.

В кассационной жалобе заявительница просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда неправильным и подлежащим отмене с прекращением производства по делу.

Отказывая Т. в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу о том, что исключение из Порядка предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на территории Архангельской области положения, предусматривавшего возможность получения гражданами жилищных субсидии в случае, когда совокупный доход семьи на одного человека ниже установленного прожиточного минимума, является приведением данного правового акта в соответствии с федеральным законом.

Данный вывод суда нельзя признать правильным.

В соответствии с частью 4 статьи 15.4 Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ N 4218-1 от 24 декабря 1992 г. органы государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом своего социально-экономического развития устанавливают порядок и условия предоставления субсидий на территории субъекта Российской Федерации. Указанные порядок и условия не должны ухудшать положение граждан по сравнению с положением граждан, которым субсидии предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством
Российской Федерации.

Аналогичные требования содержатся и в пункте 1 Положения о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 года N 444.

Согласно части 1 статьи 15.2 названного выше Закона РФ для семей со среднедушевым доходом ниже установленного в соответствии с законодательством прожиточного минимума федеральный стандарт оплаты жилья и коммунальных услуг применяется с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода в семье к прожиточному минимуму.

В пунктах 22 и 23 Положения о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг приведены формулы расчета размера субсидий как в случае, когда среднедушевой доход семьи выше прожиточного минимума, так и в случае, когда такой доход ниже прожиточного минимума.

Как следует из материалов дела, в результате внесения оспариваемым постановлением изменений в Порядок предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на территории Архангельской области возможность получения гражданами субсидии, среднедушевой доход семьи которых ниже прожиточного минимума, была исключена.

В деле имеется достаточно доказательств отказа заявительнице в предоставлении субсидии именно на основании внесенных в пункт 2.4 Порядка изменений.

Взамен исключенного из пункта 2.4 Порядка предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на территории Архангельской области такого основания для признания граждан нуждающимися в получении жилищных субсидий, как случай, когда совокупный доход семьи на одного человека ниже установленного прожиточного минимума, не было предусмотрено право этих же граждан на получение субсидий в соответствии с приведенными выше требованиями Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ и утвержденного Правительством Российской Федерации Положения о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Имея в виду то, что орган
государственной власти Архангельской области с учетом ее социально-экономического развития был обязан установить порядок и условия предоставления субсидий на территории области таким образом, чтобы не ухудшить положение граждан по сравнению с гражданами, которым субсидии предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации, однако этого не сделал, считать исключение из пункта 2.4 Порядка предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на территории Архангельской области категории граждан, совокупный доход семьи которых на одного человека ниже установленного прожиточного минимума, приведением этого Порядка в соответствие с федеральным законом у суда не было оснований.

При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении заявления Т. является незаконным и подлежит отмене.

В соответствии со статьей 251 ГПК РФ предметом оспаривания в суде могут выступать лишь такие нормативные правовые акты, которые на время рассмотрения заявления являются действующими, влекущими нарушение прав и свобод граждан, организаций и требующими в связи с этим судебного пресечения.

Правовые же акты, действие которых прекращено в установленном законом порядке, основанием возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и нарушения чьих-либо прав, свобод и охраняемых законом интересов повлечь не могут.

В силу чего прекратившие свое действие нормативные правовые акты не могут быть предметом судебного контроля, так как принудительного порядка прекращения их действия не требуют.

Принимая во внимание, что оспоренный заявительницей нормативный правовой акт постановлением главы администрации Архангельской области от 28 декабря 2004 года N 214 признан утратившим силу, производство по настоящему делу в силу статьи 220 ГПК РФ подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 365 ГПК РФ, Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Архангельского областного суда от 28 декабря 2004 года отменить, производство по настоящему делу прекратить.