Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 13.10.2005 N 57-Г05-13 Заявление об отмене постановлений избирательной комиссии, а также об обязании избирательной комиссии зарегистрировать список кандидатов удовлетворено правомерно, так как отсутствие среди документов, необходимых для регистрации списка кандидатов, первого финансового отчета и сведений об изменениях в данных о кандидатах не могло явиться основанием для отказа в регистрации избирательного объединения.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 октября 2005 года

Дело N 57-Г05-13

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.,

судей Макарова Г.В.,

Еременко Т.И.

рассмотрела в судебном заседании от 13 октября 2005 г. гражданское дело по заявлению избирательного объединения “Белгородское региональное отделение политической партии “Либерально-демократическая партия России“ о защите избирательных прав по кассационной жалобе заявителя на решение Белгородского областного суда от 26 сентября 2005 г., которым постановлено: “В удовлетворении заявления избирательного объединения “Белгородское региональное отделение политической партии “Либерально-демократическая партия России“ об отмене постановлений избирательной комиссии Белгородской области от 7 сентября 2005 г. N 67/431 “Об итогах представления избирательными объединениями и избирательным блоком документов для регистрации списков кандидатов в депутаты Белгородской областной Думы четвертого созыва, выдвинутых по общеобластному избирательному округу“ в части непредставления документов на регистрацию избирательным объединением БРО ПП ЛДПР и от 13 сентября 2005 г. N 70/445 “Об отказе в регистрации общеобластного списка кандидатов в депутаты Белгородской областной Думы четвертого созыва, выдвинутого избирательным объединением БРО ПП ЛДПР“, об обязании избирательной комиссии Белгородской области принять поданные избирательным объединением БРО ПП ЛДПР документы для регистрации общеобластного списка кандидатов и зарегистрировать общеобластной список кандидатов в депутаты Белгородской областной Думы четвертого созыва, выдвинутый избирательным объединением БРО ПП ЛДПР, отказать“.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Макарова Г.В., объяснения представителей избирательного объединения “Белгородское региональное отделение политической партии “Либерально-демократическая партия России“ Ж., В. и С., поддержавших доводы кассационной
жалобы, председателя избирательной комиссии Белгородской области П. и представителя избирательной комиссии Белгородской области адвоката В.К. Цымбала, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Л.Ф. Масаловой, полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия

установила:

избирательное объединение “Белгородское региональное отделение политической партии “ЛДПР“ (БРО ПП ЛДПР) обратилось в суд с заявлением об отмене постановления избирательной комиссии Белгородской области N 67/431 от 07.09.2005 “Об итогах представления избирательными объединениями и избирательным блоком документов для регистрации списков кандидатов в депутаты Белгородской областной Думы четвертого созыва, выдвинутых по общеобластному избирательному округу“ в части указания на непредоставление избирательным объединением БРО ПП ЛДПР документов на регистрацию общеобластного списка кандидатов до 18 часов 5 сентября 2005 г.; об отмене постановления избирательной комиссии N 70/445 от 13.09.2005 об отказе в регистрации общеобластного списка кандидатов, выдвинутого БРО ПП ЛДПР, об обязании избирательной комиссии принять своевременно поданные документы и зарегистрировать общеобластной список кандидатов в депутаты Белгородской областной Думы, выдвинутый избирательным объединением БРО ПП ЛДПР.

Указанные требования заявитель мотивировал своевременным представлением в избирательную комиссию уполномоченным представителем избирательного объединения БРО ПП ЛДПР необходимых для регистрации списка кандидатов документов, отказом в их принятии избирательной комиссией и отсутствием в связи с этим оснований для отказа в регистрации выдвинутого избирательным объединением общеобластного списка кандидатов. Заявителем указано также на затягивание представителями избирательной комиссии процесса представления избирательным объединением необходимых для регистрации списков кандидатов документов.

По делу постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе БРО ПП ЛДПР указывается о несогласии с решением суда, ставится вопрос о его отмене и принятии нового решения об удовлетворении заявленного требования без передачи дела на новое
рассмотрение в суд первой инстанции.

В обоснование жалобы указано на противоречие вывода суда имеющимся в деле доказательствам, в частности, о том, что до 18-00 час. 5 сентября 2005 г. избирательным определением необходимые для регистрации общеобластного списка кандидатов документы в полном объеме не были представлены в Облизбирком. Незаконный отказ в регистрации БРО ПП ЛДПР для участия в выборах нарушает не только права партии, но и активные избирательные права большого круга проживающих в области граждан, то есть нарушено право на свободные выборы. Отказ в регистрации является крайней мерой государственно-правовой ответственности.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

При вынесении решения суд исходил из того, что в связи с назначенными Белгородской областной Думой на 16 октября 2005 г. выборами депутатов в этот законодательный орган выдвинутый избирательным объединением БРО ПП ЛДПР список кандидатов по общеобластному избирательному округу 24 августа 2005 г. был заверен в Облизбиркоме.

2 сентября 2005 г. этот список был отозван и представлен новый список кандидатов, но в установленный законом срок (до 18 часов 5 сентября 2005 г.) все необходимые для регистрации документы представлены не были, что и явилось основанием для принятия избирательной комиссией 13 сентября 2005 г. постановления об отказе в регистрации избирательного объединения и такое решение избирательной комиссии является правомерным.

Между тем такой вывод суда противоречит требованиям избирательного законодательства и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с п. 3 ст. 20, пп. “в“ п. 10 ст. 23 и п. 23 ст. 38 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации“ избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов, реализацию связанных с этим мероприятий. Основанием для отказа в регистрации может быть отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов.

Отказывая избирательному объединению БРО ПП ЛДПР в удовлетворении заявленных им требований, суд оставил без внимания указанные положения Закона.

Как следует из материалов дела, 2 сентября 2005 г. избирательным объединением в избирательную комиссию области были представлены документы об отзыве заверенного ранее списка кандидатов. Однако соответствующее решение избирательной комиссией об удовлетворении заявления об отзыве списка кандидатов было принято только 5 сентября 2005 г., в 12 часов последнего дня представления документов, необходимых для регистрации списка кандидатов.

В то же время до принятия решения об отзыве списка кандидатов избирательная комиссия 3 сентября 2005 г. принимает от избирательного объединения документы о выдвижении нового списка кандидатов. Затем до 5 сентября 2005 г. избирательное объединение представляет, а избирательная комиссия принимает иные документы, необходимые для регистрации списка кандидатов, тогда как согласно ч. 2 ст. 44 Избирательного кодекса Белгородской области указанные документы должны быть представлены в комплекте.

Решение избирательной комиссии о заверении вновь представленного списка кандидатов принимается только 5 сентября 2005 г. в 15 час. 40 мин. После этого у избирательного объединения появляется возможность открытия специального избирательного счета и составления первого финансового отчета.

При указанных выше обстоятельствах нельзя согласиться с выводом суда о том, что избирательной комиссией области принимались необходимые меры, которые бы обеспечивали реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Основанием для отказа в регистрации общеобластного списка кандидатов избирательного объединения БРО ПП ЛДПР
послужило отсутствие среди документов, представленных на регистрацию документов, необходимых для регистрации списка кандидатов, а именно первого финансового отчета, а также сведений об изменениях в данных о каждом кандидате в общеобластном списке кандидатов.

Судебная коллегия полагает, что при указанных выше обстоятельствах отсутствие среди документов, необходимых для регистрации списка кандидатов, первого финансового отчета и сведений об изменениях в данных о кандидатах не могло явиться основанием для отказа в регистрации избирательного объединения.

Более того, анализ действующего избирательного законодательства, в том числе и Избирательного кодекса Белгородской области (ст. 44), позволяет сделать вывод о том, что в избирательную комиссию для регистрации списка кандидатов избирательного объединения представляются лишь сведения об изменениях в данных о каждом кандидате в общеобластном списке кандидатов, а не об отсутствии таких изменений.

Из материалов дела не следует и судом не установлено, что до 5 сентября 2005 г. имели место какие-либо изменения в списке кандидатов избирательного объединения БРО ПП ЛДПР.

При таких обстоятельствах решение Белгородского областного суда, которым отказано в удовлетворении заявленных избирательным объединением БРО ПП ЛДПР требованиях, не может быть признано законным и подлежит отмене.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств. Поэтому Судебная коллегия, не передавая дело на новое рассмотрение, считает возможным принять новое решение, которым удовлетворить заявление избирательного объединения БРО ПП ЛДПР.

Учитывая то, что голосование по выборам депутатов Белгородской областной Думы должно состояться 16 октября 2005 г., Судебная коллегия полагает возможным обратить решение к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Белгородского областного суда от 26 сентября 2005 г. отменить.

Принять новое решение,
которым удовлетворить заявление избирательного объединения “Белгородское региональное отделение политической партии “Либерально-демократическая партия России“.

Отменить постановления избирательной комиссии Белгородской области от 7 сентября 2005 г. N 67/431 “Об итогах представления избирательными объединениями для регистрации списков кандидатов в депутаты Белгородской областной Думы, выдвинутых по общеобластному избирательному округу“ в части непредставления документов на регистрацию избирательным объединением “Белгородское региональное отделение политической партии “Либерально-демократическая партия России“ и от 13 сентября 2005 г. N 70/445 “Об отказе в регистрации общеобластного списка кандидатов в депутаты Белгородской областной Думы, выдвинутых по общеобластному избирательному округу избирательным объединением “Белгородское региональное отделение политической партии “Либерально-демократическая партия России“.

Обязать избирательную комиссию Белгородской области зарегистрировать общеобластной список кандидатов в депутаты Белгородской областной Думы, выдвинутых по общеобластному избирательному округу избирательным объединением “Белгородское региональное отделение политической партии “Либерально-демократическая партия России“.

Решение подлежит немедленному исполнению.