Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 14.12.2005 N 53-Г05-47 В удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Совета администрации Красноярского края “О признании утратившими силу правовых актов администрации края, Совета администрации края“ от 12.07.2005 N 175-п в части признания утратившим силу постановления администрации края “Об образовании особо охраняемой природной территории краевого значения - Ботанический сад Вс. М. Крутовского“ от 26.12.1995 N 635-п отказано правомерно, так как вопросы присвоения статуса особо охраняемой природной территории должны решаться Ф.И.О.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 декабря 2005 года

Дело N 53-Г05-47

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.,

судей Маслова А.М.,

Емышевой В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Красноярского края о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента издания постановления Совета администрации Красноярского края от 12 июля 2005 года N 175-п “О признании утратившими силу правовых актов администрации края, Совета администрации края“ в части признания утратившим силу постановления администрации Красноярского края от 26 декабря 1995 года N 635-п “Об образовании особо охраняемой природной территории краевого значения - Ботанический сад Вс.М. Крутовского“ по кассационному представлению прокурора Красноярского края и кассационной жалобе ректора Сибирского государственного технологического университета на решение Красноярского краевого суда от 21 сентября 2005 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Маслова А.М., объяснения представителя Сибирского государственного технологического университета И., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Совета администрации Красноярского края П., возражавшей против удовлетворения кассационных представления и жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей решение отменить и вынести новое решение о признании недействующим постановление Совета администрации края от 12.07.2005 N 175-п “О признании утратившими силу правовых актов администрации края“ в части признания утратившим силу постановления администрации Красноярского края от 26 декабря 1995 года N 635-п “Об образовании особо охраняемой природной территории краевого значения - Ботанический сад Вс.М. Крутовского“, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Совета администрации Красноярского края от 12 июля 2005 года N 175-п “О признании утратившими силу правовых актов администрации края, Совета администрации края“ признаны утратившими силу постановление администрации Красноярского края от 26.12.1995 N 635-п “Об образовании особо охраняемой природной территории краевого значения - Ботанический сад Вс.М. Крутовского“ и постановление Совета администрации Красноярского края от 20.05.2004 N 138-п “Об особо охраняемой природной территории краевого значения “Ботанический сад Вс.М. Крутовского“.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон “Об охране окружающей среды“ от 10.01.2002 N 7-ФЗ, а не Закон Российской Федерации “Об охране окружающей среды“.

Прокурор Красноярского края обратился в суд с заявлением, в котором просил признать названное постановление N 175-п противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента издания в части, касающейся признания утратившим силу постановления N 635-п. В обоснование своих требований сослался на то, что постановлением N 635-п была создана особо охраняемая природная территория краевого значения категории “ботанический сад“, которой присвоено название “Ботанический сад Вс.М. Крутовского“, и постановлением Совета администрации Красноярского края N 138-п этой территории присвоена категория “Памятник природы“, утверждено Положение, уменьшена площадь указанной зоны, выведена часть территории из ее состава и образована охранная зона. Определением Верховного Суда РФ от 15 июня 2005 года по гражданскому делу по заявлению прокурора Красноярского края постановление N 138-п и Положение к нему признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими, в связи с превышением предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий. Между тем оспариваемое постановление N 175-п противоречит Федеральному закону N 33 от 14.03.1995 “Об особо охраняемых природных территориях“, Федеральному закону N 172-ФЗ от
21.12.2004 “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую“, Закону РФ “Об охране окружающей среды“, Земельному кодексу РФ, а также Закону Красноярского края N 7-175 от 28.09.1995 “Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае“, поскольку названные федеральные и краевой законы, наделив органы власти субъектов Российской Федерации правом создания такой зоны, не содержат полномочий по ее ликвидации и отмене правового статуса. В связи с этим Совет администрации Красноярского края не имел права признавать утратившим силу постановление N 635-п, которым создана особо охраняемая зона “Ботанический сад Вс.М. Крутовского“.

Представитель Совета администрации Красноярского края требования прокурора не признал, представитель Сибирского государственного технологического университета заявление поддержал.

Решением Красноярского краевого суда от 21 сентября 2005 г. в удовлетворении заявленных требований прокурору Красноярского края отказано.

В кассационном представлении прокурора Красноярского края и кассационной жалобе ректора Сибирского государственного технологического университета заявлена просьба об отмене указанного решения Красноярского краевого суда в связи с нарушением судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для их удовлетворения.

Согласно ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части, если установит, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользование, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях
состоит из федерального законодательства и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено, что в 1988 году сад Вс.М. Крутовского передан на баланс СибГТУ в качестве садово-мемориального комплекса.

СибГТУ является федеральным государственным учреждением, созданным органом государственной власти Российской Федерации - Министерством образования Российской Федерации, и финансируется собственником из федерального бюджета.

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33 “Об особо охраняемых природных территориях“ особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение, и в зависимости от этого являются собственностью Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением администрации Красноярского края от 26 декабря 1995 г. N 635-п образована особо охраняемая природная территория краевого значения - Ботанический сад Вс.М. Крутовского.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 г. N 1046-р земельный участок, занимаемый Садом Вс.М. Крутовского, отнесен к федеральной собственности.

Согласно ст. 209 ГК РФ правомочия по распоряжению имуществом принадлежат исключительно собственнику имущества. Статьей 214 ГК РФ определено, что отнесение имущества к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Имеется в виду Федеральный закон “О разграничении государственной собственности на землю“ от 17.07.2001 N 101-ФЗ.

Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ “О разграничении федеральной собственности на землю“ предусмотрено, что к федеральной собственности относятся земли природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, если на этих участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, эти земельные участки передаются на баланс государственного
учреждения, созданного органами государственной власти Российской Федерации.

При данных обстоятельствах дела Судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что Совет администрации Красноярского края, в пределах предоставленных полномочий, принял постановление N 175-п “О признании утратившими силу правовых актов администрации края, Совета администрации края“ в части признания утратившим силу постановления администрации Красноярского края от 26 декабря 1995 года N 635-п “Об образовании особо охраняемой природной территории краевого значения - Ботанический сад Вс.М. Крутовского“.

Довод кассационного представления о том, что Красноярским краевым судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значения для рассмотрения дела, что привело к неправильным выводам суда первой инстанции, не может служить основанием к отмене обжалуемого решения суда.

В обоснование доводов кассационного представления указывается на то, что Ботанический сад Вс.М. Крутовского на момент принятия постановления администрации Красноярского края от 26 декабря 1995 года N 635-п “Об образовании особо охраняемой природной территории краевого значения - Ботанический сад Вс.М. Крутовского“, которое признано утратившим законную силу оспариваемым постановлением, не было законодательно закреплено разграничение собственности на землю, в связи с чем нахождение в ведении Красноярского края указанной зоны не противоречило требованиям действующего на тот момент законодательства. При этом изменение права собственности на землю не могло служить основанием для упразднения указанной зоны и снятия режима особой охраны. Принятием оспариваемого постановления Совет администрации Красноярского края фактически исключил действие федеральных законов, регулирующих вопросы охраны природных зон, на своей территории.

Однако с указанным доводом кассационного представления согласиться нельзя.

Оспариваемое прокурором Красноярского края Постановление принято в 2005 г. К этому времени нахождение указанной зоны в федеральной собственности нашло отражение в законодательстве. Принимая во внимание, что регламентация
вопросов определения порядка управления этой зоны, присвоение ей статуса и другие вопросы разрешаются Ф.И.О. принятие субъектом Российской Федерации каких-либо нормативных актов, направленных на осуществление правового режима в указанной зоне, является нарушением предоставленной федеральным законодательством компетенции субъекта Российской Федерации. Субъект Российской Федерации вправе осуществлять регулирование данных вопросов в предоставленных федеральным законодательством Российской Федерации полномочиях.

То обстоятельство, что, по утверждению СибГТУ, в настоящее время происходит нарушение прав университета на охраняемую природную территорию - Ботанический сад Вс.М. Крутовского, не свидетельствует о противоречии упомянутого постановления Совета администрации Красноярского края федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. Порядок исполнения нормативного правового акта, отвечающего требованиям федерального закона, не относится к числу обстоятельств, имеющих значение для дела, рассматриваемого в порядке нормоконтроля, а защита прав СибГТУ может быть осуществлена в ином судебном порядке: в исковом или в порядке обжалования действии должностного лица, распорядившегося федеральной собственностью на землю, занимаемую Садом Вс.М. Крутовского.

Иные доводы кассационной жалобы были предметом исследования в суде первой инстанции, и им дана надлежащая оценка.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Красноярского краевого суда от 21 сентября 2005 г. оставить без изменения, а кассационное представление прокурора Красноярского края и кассационную жалобу ректора Сибирского государственного технологического университета - без удовлетворения.