Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 14.12.2005 N 83-Г05-14 В удовлетворении заявления о признании недействующими ст. ст. 1 и 2 Закона Брянской области “О порядке избрания и статусе глав вновь образованных муниципальных образований на первый срок их полномочий“ от 27.05.2005 N 37-З и назначении даты выборов главы вновь образованного муниципального образования отказано правомерно, поскольку оспариваемые положения соответствуют федеральному законодательству и прав заявителя не нарушают, дата выборов органов местного самоуправления определена Законом субъекта РФ и не может быть назначена судом.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 декабря 2005 года

Дело N 83-Г05-14

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.,

судей Хаменкова В.Б.,

Соловьева В.Н.

рассмотрела в судебном заседании от 14 декабря 2005 года дело по кассационной жалобе Ф. на решение Брянского областного суда от 16 сентября 2005 года, которым отказано в удовлетворении его заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими статей 1 и 2 Закона Брянской области от 27.05.2005 N 37-З “О порядке избрания и статусе глав вновь образованных муниципальных образований на первый срок их полномочий“ и назначении даты выборов главы вновь образованного муниципального образования “Навлинское городское поселение“.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Ф. обратился в Брянский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими статей 1 и 2 Закона Брянской области от 27 мая 2005 года N 37-З “О порядке избрания и статусе глав вновь образованных муниципальных образований на первый срок их полномочий“.

В обоснование своих требований заявитель сослался на нарушение его права быть избранным на должность главы муниципального образования непосредственно его населением путем прямых демократических выборов при тайном голосовании.

Учитывая то, что дата таких выборов Брянской областной Думой в установленном законом порядке не определена, просил о назначении даты выборов главы вновь образованного муниципального образования “Навлинское
городское поселение“.

Решением Брянского областного суда от 16 сентября 2005 года в удовлетворении требований отказано.

В кассационной жалобе Ф. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.

В соответствии с частью 5 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ структура органов местного самоуправления на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования обеспечивают проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования. Местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума. Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3 процентов от их общей численности и представить
подписные листы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума.

При отсутствии указанной инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

В соответствии с требованиями пунктов 1 и 2 части 1 статьи 85 этого же Федерального закона в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации: до 1 марта 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района; до 31 марта 2005 года устанавливают законом субъекта Российской Федерации численность представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований и сроки их полномочий, которые не могут быть менее двух лет, определяют порядок формирования представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных районов, определяют дату выборов в представительные органы вновь образованных муниципальных образований, а также обеспечивают проведение указанных выборов в период до 1 ноября 2005 года; определяют дату выборов глав вновь образованных муниципальных образований, в которых не принято решение о проведении референдума (схода граждан) по вопросу о структуре органов местного самоуправления, а также обеспечивают проведение указанных выборов в период до 1 ноября 2005 года.

Муниципальное образование “Навлинское городское поселение“ наделено статусом городского поселения в составе Брянской области Законом Брянской области от 9 марта 2005 года N 3-З “О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района,
городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области“.

Законом Брянской области от 1 апреля 2005 года N 22-З “О численности и сроках полномочий представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований в Брянской области“ установлена численность депутатов представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований Брянской области, а также срок их полномочий - 3 года 2 месяца.

В соответствии с Законом Брянской области от 1 апреля 2003 года N 23-З “О дате выборов в представительные органы вновь образованных муниципальных образований в Брянской области“ датой выборов в представительные органы первого созыва вновь образованных муниципальных образований определено 9 октября 2005 года.

Оспариваемыми заявителем нормами Закона Брянской области “О порядке избрания и статусе глав вновь образованных муниципальных образований на первый срок их полномочий“ предусмотрен порядок избрания главы вновь образованного муниципального образования, в соответствии с которым на первый срок полномочий глава вновь образованного муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава.

Глава вновь образованного муниципального образования на первый срок его полномочий входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и является его председателем.

Судом установлено, что в предусмотренный законом срок группа избирателей вновь образованного муниципального образования “Навлинское городское поселение“ с инициативой проведения местного референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления муниципального образования не обращалась, подписные листы в поддержку данной инициативы не представляла. Поэтому местный референдум по указанному вопросу не проводился и структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании “Навлинское городское поселение“ не определялась.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что Закон Брянской области в оспариваемой части полностью
соответствует федеральному закону и избирательных прав заявителя не нарушает.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя о назначении даты выборов главы вновь образованного муниципального образования “Навлинское городское поселение“, суд обоснованно исходил из того, что Законом Брянской области “О дате выборов в представительные органы вновь образованных муниципальных образований в Брянской области“ дата выборов в представительные органы первого созыва вновь образованных муниципальных образований определена 9 октября 2005 года.

В подтверждение своей позиции суд обоснованно сослался на часть 4 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, в соответствии с которой выборы органов местного самоуправления назначаются судом в случае, если они не назначены органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке и сроки, установленные настоящей статьей.

Доводы кассационной жалобы заявителя о неправомерности проведения выборов главы муниципального образования из состава его представительного органа основаны на ошибочном толковании закона.

Иных правовых доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, кассационная жалоба не содержит.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 360 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Брянского областного суда от 16 сентября 2005 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Ф. - без удовлетворения.