Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 14.03.2005 N 70-Г05-5 В удовлетворении заявления об отмене постановления избирательной комиссии, отказавшей в регистрации списка кандидатов в депутаты, отказано неправомерно, так как избирательная комиссия отказала в регистрации списка кандидатов по основаниям, не предусмотренным федеральным законодательством.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 марта 2005 года

Дело N 70-Г05-5

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Лаврентьевой М.Н.,

судей Харланова А.В.,

Макарова Г.В.

рассмотрела в судебном заседании от 14 марта 2005 года гражданское дело по кассационной жалобе представителя Ямало-Ненецкого регионального отделения политической партии “Либерально-демократическая партия России“ (далее - ЯНРО ПП “ЛДПР“) К. на решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 февраля 2005 года по заявлению координатора ЯНРО ПП ЛДПР П. об отмене постановления избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа N 196 от 11 февраля 2005 года “Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа четвертого созыва, выдвинутого по единому избирательному округу Ямало-Ненецким региональным отделением политической партии “Либерально-демократическая партия России“.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., объяснения представителей ЯНРО ПП “ЛДПР“ Б., К., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя избирательной комиссии ЯНАО Х., полагавшего решение суда законным, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей жалобу удовлетворить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

в соответствии с решением Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа “О назначении выборов депутатов Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа“ выборы депутатов Государственной Думы ЯНАО нового созыва назначены на 27 марта 2005 года.

24 января 2005 года избирательной комиссией Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - избирательная комиссия) получены документы по выдвижению списка кандидатов по единому избирательному округу на выборы депутатов четвертого созыва избирательным объединением “Ямало-Ненецкое региональное отделение политической партии
ЛДПР“. Список кандидатов из семи человек избирательной комиссией заверен 27 января 2005 года.

Постановлением N 196 от 11 февраля 2005 года избирательной комиссией отказано в регистрации указанного выше списка кандидатов на основании пп. “в“ п. 23 ст. 38 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ N 67-ФЗ и п. 5 ст. 86 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа “О выборах депутатов Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа“.

Координатор Ямало-Ненецкого регионального отделения Либерально-демократической партии России П. обратился в суд с заявлением об отмене постановления избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа Российской Федерации N 196 от 11 февраля 2005 года, считая его незаконным. Просил отменить данное постановление, указывая на то, что при подаче документов для регистрации кандидатов в депутаты были соблюдены требования закона. Ссылка избирательной комиссии на отсутствие необходимых документов, в частности согласия кандидата Р. баллотироваться в качестве кандидата в депутаты, ошибочна, поскольку на момент приема документов последний в списке числился. Избирательная комиссия, по мнению заявителя, была обязана зарегистрировать представленный список кандидатов, а при получении заявления Р. об отказе баллотироваться аннулировать запись о его включении в список кандидатов.

Кроме того, заявитель считает п. 5 ст. 86 Закона ЯНАО “О выборах депутатов Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа“, которым руководствовалась избирательная комиссия при отказе в регистрации списка, противоречащим Федеральному закону N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.

Данное положение Закона субъекта РФ, предусматривающее аннулирование регистрации списка кандидатов в случае выбытия из него кандидатов, которое привело к тому, что в указанном списке осталось менее семи
кандидатов, по мнению заявителя, противоречит пп. “к“ п. 23 ст. 38 ФЗ-67, согласно которому основанием отказа в регистрации может быть исключение кандидатов из списка в случае выбытия более чем 25% от числа кандидатов в заверенном списке. Указанное ограничение минимального количества кандидатов в Законе “О выборах депутатов Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа“ принято за пределами гарантий, предоставленных Конституцией и Федеральными законами.

Представители избирательной комиссии просили заявление оставить без удовлетворения, пояснив, что постановление избирательной комиссии вынесено с соблюдением требований федерального законодательства и с учетом положений ст. 86 Закона ЯНАО. При поступлении 8 и 9 февраля 2005 года заявления Р. об исключении из списка кандидатов от ЛДПР, избирательная комиссия была обязана удовлетворить его, вследствие чего в заверенном списке кандидатов осталось менее семи кандидатов. Данное обстоятельство послужило основанием к отказу в регистрации списка.

Решением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 февраля 2005 года в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе представителя Ямало-Ненецкого регионального отделения политической партии “ЛДПР“ К. поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Отказывая Ямало-Ненецкому региональному отделению “ЛДПР“ в удовлетворении заявления, суд указал в решении, что среди документов, представленных отделением ЛДПР для регистрации списка кандидатов, отсутствует личное заявление кандидата Р. о согласии баллотироваться.

Данное обстоятельство, по мнению суда, согласно подп. “в“ п. 23 ст. 38 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов.

Кроме того, суд сослался на п. 5
ст. 86 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа “О выборах депутатов Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа“, согласно которому регистрация списка кандидатов аннулируется в случае выбытия из него кандидатов, которое привело к тому, что в указанном списке осталось менее семи кандидатов.

Однако с выводом суда согласиться нельзя, поскольку он противоречит закону.

Как видно из материалов дела и установлено судом, 24 января 2005 года региональное отделение политической партии ЛДПР представило в избирательную комиссию список кандидатов по единому избирательному округу на выборы депутатов четвертого созыва в Государственную Думу Ямало-Ненецкого автономного округа.

27 января 2005 года избирательной комиссией был заверен представленный список кандидатов.

3 февраля 2005 года ЯНРО ПП “ЛДПР“ представило в избирательную комиссию документы для регистрации списка кандидатов и направило в избирательную комиссию письменное уведомление об отсутствии изменений в списке кандидатов.

8 и 9 февраля 2005 года в избирательную комиссию поступили два заявления от кандидата Р. об исключении его из списка кандидатов ЯНРО ПП “ЛДПР“ в депутаты Государственной Думы ЯНАО.

11 февраля 2005 года постановлением избирательной комиссии N 195 Р. исключен из заверенного списка кандидатов в депутаты.

В этот же день избирательной комиссией принято постановление N 196, которым отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты Государственной Думы ЯНАО четвертого созыва, выдвинутого ЯНРО ПП “ЛДПР“.

Указанные обстоятельства не оспаривались заявителем и заинтересованными лицами.

Перечень оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов установлен в п. 23 ст. 38 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.

Согласно п. 24 данной статьи этот перечень является исчерпывающим.

В соответствии с п. 8 ст. 41 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа “О выборах депутатов Государственной
Думы Ямало-Ненецкого автономного округа“ отказ в регистрации кандидата, списка кандидатов может быть произведен по основаниям, указанным в пункте 23 статьи 38 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.

В соответствии с подп. “в“ пункта 23 ст. 38 указанного Федерального закона основанием отказа в регистрации списка кандидатов может быть отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для регистрации списка кандидатов.

Указанное основание для отказа в регистрации списка кандидатов ЯНРО ПП “ЛДПР“ не могло быть применено избирательной комиссией, поскольку среди документов, представленных для регистрации списка кандидатов отделением партии, заявление кандидата Р. о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу имелось (л.д. 11, 44, 45).

То обстоятельство, что после заверения избирательной комиссией списка кандидатов Р. обратился в комиссию с заявлением об исключении его из списка кандидатов, не свидетельствует о том, что отделением партии не были представлены для регистрации списка кандидатов все необходимые документы.

Кандидат Р., подав заявление о выходе из списка кандидатов ЯНРО ПП “ЛДПР“, не отозвал необходимый для регистрации документ, а выразил свою волю относительно дальнейшего участия в избирательной кампании, реализовав тем самым право кандидата, предусмотренное п. 27 ст. 38 названного выше Федерального закона.

После заверения избирательной комиссией списка кандидатов, данное обстоятельство послужило в дальнейшем основанием для исключения Р. избирательной комиссией из списка кандидатов и могло повлечь отказ в регистрации списка кандидатов по подп. “к“ п. 23 ст. 38 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, однако лишь при условии превышения
числа кандидатов, исключенных из списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, более чем на 25 процентов от числа кандидатов в заверенном списке кандидатов, что в данном случае не имело место.

Следовательно, избирательная комиссия отказала в регистрации списка кандидатов ЯНРО ПП “ЛДПР“ по основаниям, не предусмотренным Федеральным законом.

Ссылка суда на п. 5 ст. 86 Закона ЯНАО “О выборах депутатов Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа“ несостоятельна, поскольку данной статьей регулируются правоотношения, связанные с аннулированием и отменой регистрации списков кандидатов, которые возникли после регистрации такого списка.

В данном же случае список кандидатов ЯНРО ПП “ЛДПР“ зарегистрирован не был, в связи с чем указанная норма при решении вопроса об отказе в регистрации не подлежит применению.

Не предусмотрено Федеральным законом и такого основания для отказа в регистрации списка кандидатов, как выбытие из него кандидатов, которое привело к тому, что в указанном списке осталось менее семи кандидатов.

Кроме того, в Федеральном законе не содержится нормы о том, что список кандидатов от избирательного объединения не может быть менее семи человек.

Перечень оснований для аннулирования отмены регистрации списка кандидатов также является исчерпывающим, что следует из содержания ст. 76 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.

Таким образом, п. 5 ст. 86 Закона ЯНАО “О выборах депутатов Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа“ не мог быть применен судом и в связи с его противоречием ст. 76 данного Федерального закона.

Пункт 5 ст. 86 Закона округа в данном случае (с учетом норм федерального законодательства) не является дополнительной гарантией ни активного, ни пассивного избирательного права и не гарантирует
безусловного проведения выборов в установленные сроки без возможности их отложения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия

определила:

решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 февраля 2005 г. отменить. Принять новое решение, которым заявление координатора ЯНРО ПП “ЛДПР“ П. удовлетворить.

Постановление избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа N 196 от 11 февраля 2005 г. “Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа четвертого созыва, выдвинутого по единому избирательному округу Ямало-Ненецким региональным отделением политической партии “ЛДПР“ отменить.

Обязать избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа зарегистрировать список кандидатов в депутаты Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа четвертого созыва, выдвинутый по единому избирательному округу Ямало-Ненецким региональным отделением политической партии “Либерально-демократическая партия России“.