Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 14.09.2005 N 45-Г05-27 В удовлетворении заявления о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей статьи 2 Закона Свердловской области от 25.10.2004 N 156-ОЗ “Об установлении границ муниципального образования и наделении его статусом городского округа“ отказано правомерно, поскольку наделение муниципального образования статусом городского округа произведено в соответствии с требованиями федерального законодательства и не нарушает права заявителя на участие в осуществлении местного самоуправления.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 сентября 2005 года

Дело N 45-Г05-27

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

судей Емышевой В.А.,

Харланова А.В.

рассмотрела в судебном заседании 14 сентября 2005 г. гражданское дело по кассационной жалобе К. на решение Свердловского областного суда от 2 июня 2005 г., которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Свердловской области N 156-ОЗ от 25 октября 2004 г. “Об установлении границ муниципального образования Алапаевский район и наделении его статусом городского округа“.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В. Манохиной, объяснения представителей Законодательного Собрания Свердловской области С. и губернатора Свердловской области О., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.М. Гермашевой, полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

К., проживающий в поселке Махнево, который находится в границах муниципального образования Алапаевский район, обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей статьи 2 Закона Свердловской области N 156-ОЗ от 25 октября 2004 г. “Об установлении границ муниципального образования Алапаевский район и наделении его статусом городского округа“.

В обоснование заявления К. указал, что оспариваемый им в части статьи 2 Закон Свердловской области противоречит федеральному законодательству: статье 2, пункту 5 части 1 статьи 11, части 3 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. “Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации“.

В состав территории муниципального образования Алапаевский район входит 113 населенных пунктов, из которых городским населенным пунктом является рабочий поселок Верхняя Синячиха. Территория поселка Махнево не может входить в территорию, предназначенную для развития рабочего поселка Верхняя Синячиха, и не предназначена для его городской застройки. Большая часть Алапаевского района, в том числе территория поселка Махнево, должна быть разделена на сельские поселения и включена в состав муниципального района, поскольку в состав городского округа может входить только город или поселок.

Оспариваемым Законом Свердловской области нарушено его право на осуществление местного самоуправления, предусмотренное статьей 3 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г., право участвовать в осуществлении местного самоуправления посредством формирования представительных и иных органов местного самоуправления сельского поселения и муниципального района, в состав которых должен входить поселок Махнево.

Судом вынесено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе К. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.

Рассматривая данное дело, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал подробный анализ законодательства, регулирующего поставленные в заявлении К. вопросы, вынес законное и обоснованное решение.

Согласно статье 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляет в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Статьей 10 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“
(с последующими изменениями) предусмотрено, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 указанного Федерального закона в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 г. устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.

На основании абзаца 1 части 3 статьи 84 данного Федерального закона изменение границ и преобразование существующих муниципальных образований допускается исключительно в порядке и по основаниям, установленным статьями 84 и 85, с соблюдением требований статей 12 и 13 настоящего Федерального закона.

Статьей 7 Закона Свердловской области N 30-ОЗ от 20 мая 1997 г. “Об административно-территориальном устройстве Свердловской области“ (с последующими изменениями) предусмотрено, что населенными пунктами в Свердловской области являются сельские (села, деревни, поселки и другие) и городские населенные пункты (города, поселки городского типа, рабочие поселки).

Муниципальное образование Алапаевский район (в границах 1963 г.) было создано принятым на местном референдуме 6 августа 1995 г. решением муниципальных образований. Указом губернатора Свердловской области N 409 от 10 ноября 1996 г. муниципальное образование Алапаевский район было включено под N 1 в “Областной реестр муниципальных образований“. Муниципальное образование Алапаевский район состояло из двух городских населенных пунктов и 111 сельских населенных пунктов.

С 11 по 14
июля 2004 г. в рабочем поселке Махнево проводился опрос жителей, на основании результатов которого 12 октября 2004 г. был принят Закон Свердловской области N 120-ОЗ “Об отнесении рабочего поселка Махнево, расположенного на территории Алапаевского района, к категории сельских населенных пунктов к виду поселок“, вступивший в силу 31 декабря 2004 г.

В исполнение Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. 12 октября 2004 г. областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области принят Закон Свердловской области N 156-ОЗ “Об установлении границ муниципального образования Алапаевский район и наделении его статусом городского округа“, одобренный 21 октября 2004 г. Палатой Представителей Законодательного Собрания Свердловской области и подписанный губернатором Свердловской области 25 октября 2004 г.

29 октября 2004 г. указанный Закон Свердловской области опубликован в “Областной газете“ N 292-293, а 8 декабря 2004 г. - в “Собрании законодательства Свердловской области“ N 10-3, ст. 1601.

Законом Свердловской области N 156-ОЗ от 25 октября 2004 г. в соответствии с требованиями федерального закона установлены границы муниципального образования Алапаевский район согласно описанию его границ, отраженному на схематической карте. Муниципальное образование Алапаевский район наделено статусом городского округа.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что наделение муниципального образования Алапаевский район статусом городского округа произведено в соответствии с требованиями Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г.

При этом, как обоснованно указано судом, не нарушены права заявителя на участие в осуществлении местного самоуправления в городском округе посредством формирования представительных и иных органов местного самоуправления. Он не лишен права участия в местных референдумах, муниципальных выборах, иных формах прямого волеизъявления, а также через выборные
и иные органы местного самоуправления.

Наделение населенного пункта Махнево статусом сельского поселения и включение большей части территории Алапаевского района в состав муниципального района, как правильно указал суд в решении, не соответствуют требованиям законодательства, поскольку это возможно только при выделении из состава и изменении границ муниципального образования Алапаевский район со статусом городского округа с соблюдением требований статей 12 и 13 вышеназванного Федерального закона.

Доводы кассационной жалобы были предметом обсуждения в суде первой инстанции и обоснованно по основаниям, изложенным в решении суда, признаны неосновательными.

Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Свердловского областного суда от 2 июня 2005 г. оставить без изменения, кассационную жалобу К. - без удовлетворения.