Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 14.09.2005 N 86-Г05-22 В удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений Закона Владимирской области “О наделении Собинского района и муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ“ от 06.05.2005 N 38-ОЗ отказано правомерно, поскольку наделение законом субъекта РФ городских пунктов, расположенных в границах района, являющегося муниципальным образованием, статусом городских поселений не является изменением границ, преобразованием указанного района.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 сентября 2005 года

Дело N 86-Г05-22

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Соловьева В.Н.,

судей Еременко Т.И.,

Хаменкова В.Б.

рассмотрела в судебном заседании от 14 сентября 2005 года дело по кассационной жалобе Лакинского городского Совета народных депутатов Владимирской области, кассационному представлению участвующего в деле прокурора на решение Владимирского областного суда от 10 июня 2005 года, которым в удовлетворении заявления Лакинского городского Совета народных депутатов о признании недействующими отдельных положений Закона Владимирской области N 38-ОЗ от 6 мая 2005 года “О наделении Собинского района и муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ“ отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения председателя Лакинского городского Совета народных депутатов М.С.П., главы города Лакинска А.В.А., поддержавших доводы кассационных жалобы и представления, возражения против жалобы и представления представителей Законодательного Собрания и администрации Владимирской области К.А.В. и З.В.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Законом Владимирской области “О наделении Собинского района и муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ“ от 6 мая 2005 года N 38-ОЗ определено наделить статусом муниципального района муниципальное образование Собинский район, установить его границу; наделить статусом городских поселений муниципальные образования город Собинка, город Лакинск, поселок Ставрово, наделить статусом сельских поселений ряд вновь образованных муниципальных образований; установить,
что в состав муниципального образования Собинский район входят территории указанных городских и сельских поселений; признать утратившими силу Законы Владимирской области “О наделении соответствующим статусом муниципального образования Собинский район, муниципальных образований в его составе и установлении их границ“ от 01.12.2004 N 217-ОЗ, “Об изменении границ муниципальных образований город Собинка и поселок Ставрово Собинского района Владимирской области“ от 11.11.2004 N 185-ОЗ.

Лакинский городской Совет народных депутатов обратился во Владимирский областной суд с заявлением о признании недействующими со дня принятия пункта 1 статьи 2 и статьи 3 указанного областного Закона в части наделения статусом городского поселения муниципального образования город Лакинск и включения его территории в состав муниципального района Собинский район.

В обоснование своих требований указал, что наделение муниципального образования город Лакинск статусом городского поселения противоречит требованиям главы 12 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, регламентирующей порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований.

Утверждал, что муниципальное образование город Лакинск является самостоятельным муниципальным образованием, имеет сложившиеся системы жизнеобеспечения населения, инфраструктуру, необходимую для самостоятельного решения органами местного самоуправления всех вопросов местного значения, отнесенных статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам городского округа.

Ссылался на то, что предметы ведения муниципального образования город Лакинск на 30 апреля 2003 года в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ разграничены не были. Поэтому наделение муниципального образования город Лакинск иным статусом, кроме статуса городского округа, возможно только с учетом мнения населения соответствующей территории.
Голосование же по вопросу отнесения города Лакинска к городскому поселению в городе и Собинском районе не проводилось.

Считал, что, принимая оспариваемый Закон, законодатель Владимирской области вышел за пределы своих полномочий, поскольку согласно подпункту 1 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района до 1 марта 2005 года. После этой даты указанные полномочия отнесены данным Федеральным законом к ведению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации.

Полагал, что оспариваемый Закон принят с нарушением Регламента Законодательного Собрания Владимирской области.

Решением суда от 10 июня 2005 года в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Лакинского городского Совета народных депутатов Владимирской области, кассационном представлении участвующего в деле прокурора ставится вопрос об отмене решения суда по мотивам его незаконности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалобы и представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.

Абзацами 1 - 3 части 3 статьи 84 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ установлено, что изменение границ и преобразование муниципальных образований, существующих на день вступления в силу настоящей главы, в период со дня вступления в силу настоящей главы до 1 января 2006 года допускаются исключительно в порядке и по основаниям, установленным настоящей статьей и статьей 85 настоящего Федерального закона. Изменение границ и преобразование муниципальных образований, существующих на
день вступления в силу настоящей главы, производятся с соблюдением требований соответственно статей 12 и 13 настоящего Федерального закона. При этом в отношении городских и сельских поселений, являющихся муниципальными образованиями на день вступления в силу настоящей главы, требования пунктов 6, 7 и 10 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона не применяются.

Наделение законом субъекта Российской Федерации городских, сельских населенных пунктов, расположенных в границах района, являющегося муниципальным образованием на день вступления в силу настоящей главы, статусом городских, сельских поселений в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 настоящего Федерального закона не является изменением границ, преобразованием указанного района.

Наделение законом субъекта Российской Федерации городских населенных пунктов, расположенных в границах района, являющегося муниципальным образованием на день вступления в силу настоящей статьи, статусом городских округов является преобразованием указанного района и производится в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 13 настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ установлено, что преобразованием муниципальных образований является их объединение, разделение, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд обоснованно исходил из того, что наделение города Лакинска статусом городского поселения не является преобразованием данного муниципального образования, поскольку оспариваемый областной Закон не предусматривает его объединения с другим муниципальным образованием, его разделения, а также изменения его статуса в связи с наделением статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

Не произведено оспариваемым областным Законом и изменения границ муниципального образования город Лакинск, поскольку границы этого городского поселения утверждены в границах муниципального образования город Лакинск, существовавших
до принятия указанного Закона. Данный факт подтвержден материалами дела и участвующими в деле лицами не оспаривается.

Предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ последствий, при наступлении которых изменение границ муниципального образования может быть осуществлено лишь с выраженного путем голосования согласия его населения, оспариваемый Закон области, наделяющий город Лакинск статусом городского поселения, не содержит.

При этом судом установлено, что муниципальное образование город Лакинск находится в границах территории Собинского района.

При таких обстоятельствах вывод суда о соблюдении законодателем области приведенных выше положений абзаца 2 части 3 статьи 84 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, в соответствии с которыми наделение законом субъекта Российской Федерации городских пунктов, расположенных в границах района, являющегося муниципальным образованием на день вступления в силу настоящей главы, статусом городских поселений в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 настоящего Федерального закона не является изменением границ, преобразованием указанного района, следует признать правильным.

Довод заявителя о том, что при разрешении спора подлежали применению положения абзаца 4 части 3 статьи 84 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, проверялся судом и правильно признан им необоснованным.

Согласно указанной норме городские поселения, являющиеся на день вступления в силу настоящей главы муниципальными образованиями, предметы ведения которых на 30 апреля 2003 года не разграничены в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, с 1 января 2006 года являются городскими округами, если законом субъекта Российской Федерации до 1 марта 2005 года в соответствии с требованиями части 2 статьи 11 и части 7 статьи 13
настоящего Федерального закона не установлено иное. Изменение статуса указанных городских поселений с 1 января 2006 года производится в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 13 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ в случае, если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом субъекта Российской Федерации, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города.

Как следует из материалов дела, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 января 1969 года N 7314 при переименовании рабочего поселка Лакинский в город Лакинск Лакинский городской Совет депутатов трудящихся был передан в подчинение Собинскому городскому Совету депутатов трудящихся.

Уставами муниципальных образований город Собинка и город Лакинск (подпункт 31 пункта 1 статьи 7 и соответственно пункт 3 статьи 5) предусмотрено, что вопросы, которые муниципальное образование город Лакинск не может решить по существующему статусу, делегируются органу местного самоуправления города Собинки в соответствии с заключенными муниципальными соглашениями.

Из приведенных правовых положений, имеющегося в материалах дела ряда подобных муниципальных соглашений суд обоснованно сделал вывод о том, что инфраструктура города Лакинска и города Собинки интегрирована и разграничение предметов ведения данных муниципальных образований существовало на 30 апреля 2003 года, существует и в настоящее время.

Доказательств, которые опровергали бы такой вывод, в деле нет.

Доводы кассационной жалобы о том, что деление муниципальных образований Владимирской области по уровням бюджетного регулирования, отнесение города Лакинска к внутригородским муниципальным образованиям признаны судебными постановлениями незаконными, правового значения не имеют, поскольку о фактическом отсутствии разграничения предметов
ведения муниципальных образований город Лакинск и город Собинки не свидетельствуют.

Ссылка в жалобе и представлении на изменение границ муниципального образования Собинский район без учета мнения его населения не может служить поводом к отмене решения суда. Лакинский городской Совет народных депутатов правом представлять интересы муниципального образования Собинский район не наделен.

Содержащиеся в жалобе утверждения заявителя о том, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района, но не включают их в состав иного муниципального образования, прямо противоречат требованиям пункта 2 части 1 статьи 11 названного Закона, в соответствии с которыми территории всех поселений входят в состав муниципальных районов.

Довод о нарушении при принятии оспариваемого Закона регламента законодательного органа области своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашел. К тому же правила главы 24 ГПК РФ устанавливают возможность признания нормативного правового акта противоречащим федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и проверки его соответствия какому-либо иному акту не предусматривают.

Приведенные в представлении прокурора утверждения о том, что оспариваемым Законом муниципальное образование город Лакинск преобразовано в другое муниципальное образование, что изменены его границы, не нашли своего подтверждения. Наделение города статусом городского поселения и его включение в состав муниципального района в качестве преобразования данного муниципального образования либо изменения его границ Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ не рассматривается.

Признавая ошибочным мнение заявителя о том, что в силу подпункта 1 части 1 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г.
N 131-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации после 1 марта 2005 года не могли устанавливать границы муниципальных образований и наделять их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района, суд правильно указал на то, что данный вопрос был разрешен органом государственной власти Владимирской области с принятием Закона Владимирской области “О наделении соответствующим статусом муниципального образования Собинский район, муниципальных образований в его составе и установлении их границ“ от 01.12.2004 N 217-ОЗ, то есть в установленные Федеральным законом сроки.

То обстоятельство, что впоследствии этот областной Закон в порядке его приведения в соответствие с Федеральным законом был признан утратившим силу оспариваемым Законом, правового значения не имеет.

Кроме того, по смыслу указанной выше нормы, а также абзаца 2 части 3 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ возможность установления границ муниципальных образований, наделения их соответствующим статусом федеральным органом исполнительной власти предусмотрена как мера устранения последствий бездействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении реформы местного самоуправления.

Поэтому истечение установленного срока не может влечь утрату органом государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий устанавливать, изменять границы муниципальных образований, наделять их соответствующим статусом, которые предоставлены ему статьями 10 - 13 Федерального закона, либо означать, что в случае непринятия с 1 до 31 марта 2005 года решения об установлении границ и федеральным органом исполнительной власти, такое решение не может быть принято вообще.

Прочие доводы кассационных жалобы и представления направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут являться основанием
к отмене решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Владимирского областного суда от 10 июня 2005 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Лакинского городского Совета народных депутатов Владимирской области, кассационное представление участвующего в деле прокурора - без удовлетворения.