Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 15.11.2005 N 47-В05-9 Дело по иску о взыскании заработной платы и расходов по оплате услуг адвоката, о признании незаконными отказа главы администрации муниципального образования в перерасчете заработной платы и распоряжения главы городской администрации “Об изменении должностных окладов“ направлено для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, так как выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 ноября 2005 года

Дело N 47-В05-9

Судья Верховного Суда Российской Федерации Зелепукин А.Н., рассмотрев истребованное по надзорной жалобе Б. дело по иску Б. к администрации муниципального образования г. Ясный и Ясненский район о взыскании денежной суммы, невыплаченной в качестве заработной платы и расходов по оплате услуг адвоката, признании действий главы администрации муниципального образования г. Ясный и Ясненский район об отказе в перерасчете заработной платы, незаконными, признании распоряжения N 965-р от 10.10.2001 “Об изменении размера должностных окладов“ не соответствующим Федеральному закону “О минимальном размере оплаты труда“, обязании главы администрации привести распоряжение N 965-р от 10.10.2001 в соответствие с федеральным
законодательством,

установил:

Б. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования г. Ясный и Ясненский район о взыскании денежной суммы, невыплаченной в качестве заработной платы, и расходов по оплате услуг адвоката, признании действий главы администрации муниципального образования г. Ясный и Ясненский район об отказе в перерасчете заработной платы незаконными, признании распоряжения N 965-р от 10.10.2001 “Об изменении размера должностных окладов“ не соответствующим Федеральному закону “О минимальном размере оплаты труда“, обязании главы администрации привести распоряжение N 965-р от 10.10.2001 в соответствие с федеральным законодательством.

В обоснование своих требований Б. указала на то, что она с 2000 г. работает в администрации МО г. Ясный в должности ведущего специалиста архивного отдела. Ее заработная плата состоит из должностного оклада в 9 минимальных размеров оплаты труда и установленных доплат. Федеральным законом “О минимальном размере оплаты труда“ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации был установлен с 1 мая 2002 г. в сумме 450 руб., с 1 октября 2003 г. - 600 руб. Однако все это время начисление и выплата заработной платы производилась из расчета минимального размера оплаты труда в 300 руб. Ее обращения к главе администрации МО г. Ясный о перерасчете заработной платы в соответствии с действующим законодательством оставлены без удовлетворения.

Администрация муниципального образования г. Ясный и Ясненский район заявленные требования не признала.

Решением Ясненского городского суда Оренбургской области от 19 апреля 2004 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 18 мая 2004 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В надзорной жалобе Б., просит судебные постановления, состоявшиеся по данному делу,
отменить и направить дело на новое рассмотрение.

Определением Судьи Верховного Суда РФ от 22 сентября 2005 года дело истребовано в Верховный Суд РФ.

Дело подлежит передаче для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - президиум Оренбургского областного суда.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

В надзорной жалобе Б. указывает, что при рассмотрении дела судом были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся, по ее мнению, в том, что суд при разрешении спора не применил закон, подлежащий применению, а именно не учел положения Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда“ от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

Отказывая в удовлетворении исковых требований Б., суд исходил из того, что на территории Оренбургской области денежное содержание муниципальных служащих регулируется Законом Оренбургской области “О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности в Оренбургской области, лиц, замещающих муниципальные должности муниципальных служащих Оренбургской области, и лиц, исполняющих обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления“ от 10.05.2001 г. (с последующими изменениями), в соответствии с ч. 2 ст. 2 которого применение минимального размера оплаты труда для исчисления размера должностного оклада устанавливается нормативными актами Оренбургской области. Указом главы администрации Оренбургской области от 06.12.2001 N 42-УК “О денежном содержании“ муниципальным образованиям Оренбургской области рекомендовано руководствоваться положением, согласно которому с 01.12.2001 должностные оклады лицам, занимающим указанные должности, установлены из расчета минимального размера оплаты труда в 300 руб. В связи с чем суд признал законным распоряжение главы администрации г. Ясного
“Об изменении должностных окладов“ от 10.10.2001 и исчисление в соответствии с ним муниципальным служащим должностных окладов исходя из минимального размера оплаты труда в 300 руб.

Между тем эти выводы суда первой инстанции являются ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права.

В соответствии с п. “б“, “к“, “и“ части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится защита прав и свобод человека, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, трудовое законодательство.

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения, в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданном в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Действительно, ст. 16 Федерального закона 8-ФЗ от 8 января 1998 года “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации“ установлено, что размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего определяются нормативными актами органов местного самоуправления в соответствии с законами субъекта РФ.

Статьей 16 Закона Оренбургской области “О муниципальной службе в Оренбургской области“ от 08.07.1997 N 90/17-ОЗ определено, что денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, выслугу лет, премии по итогам работы и иных выплат, предусмотренных нормативными актами органов местного самоуправления в соответствии с законами
Оренбургской области. Денежное содержание выплачивается за счет средств местного бюджета. Денежное содержание, пенсия и другие выплаты муниципальному служащему подлежат индексации в порядке, установленном федеральным законом и законом Оренбургской области.

На территории Оренбургской области денежное содержание муниципальных служащих регулируется Законом Оренбургской области “О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности в Оренбургской области, лиц, замещающих муниципальные должности муниципальных служащих в Оренбургской области, и лиц, исполняющих обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления“ от 10 мая 2001 г. N 212/273-11-ОЗ, в ч. 2 ст. 2 которого установлено, что должностной оклад лиц, замещающих муниципальные должности в Оренбургской области, и лиц, замещающих муниципальные должности муниципальных служащих в Оренбургской области, состоит из величины минимального размера оплаты труда, умноженного на коэффициент соответствующей группы по оплате труда. Минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральными законами. Применение минимального размера оплаты труда для исчисления размера должностного оклада устанавливается нормативными актами Оренбургской области.

Между тем ч. 2 ст. 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений отнесено принятие обязательных для применения на территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе: основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свободы и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников).

Согласно ст. 130 Трудового кодекса Российской Федерации в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включена среди прочих величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

Минимальный размер оплаты труда установлен Федеральным законом “О
минимальном размере оплаты труда“ от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (в последующей редакции) и составляет с 1 мая 2002 г. 450 рублей в месяц, а с 1 октября - 600 рублей.

Данный размер в соответствии с ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом.

Таким образом, установление гарантии работникам минимума оплаты труда относится к компетенции Российской Федерации и устанавливается федеральным законом.

То обстоятельство, что Указом главы администрации Оренбургской области от 06.12.2001 N 42-УК “О денежном содержании“ муниципальным образованиям Оренбургской области рекомендовано руководствоваться положением, согласно которому с 01.12.2001 должностные оклады лицам, занимающим указанные должности, установлены из расчета минимального размера оплаты труда в 300 руб., не имеет существенного значения, поскольку все нормативные акты субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Эти доводы заслуживают внимания, в связи с чем дело вместе с надзорной жалобой Б. и настоящим определением следует направить для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 384 Гражданского процессуального кодекса РФ,

определил:

дело по иску Б. к администрации муниципального образования г. Ясный и Ясненский район о взыскании денежной суммы, невыплаченной в качестве заработной платы, и расходов по оплате услуг адвоката, признании действий главы администрации муниципального образования г. Ясный и Ясненский район об отказе в перерасчете заработной платы незаконными, признании распоряжения N 965-р от 10.10.2001 “Об изменении размера должностных окладов“ не соответствующим Федеральному закону “О минимальном размере оплаты труда“, обязании главы администрации привести распоряжение N 965-р от 10.10.2001 в соответствие с федеральным законодательством направить для рассмотрения по существу в президиум
Оренбургского областного суда.

Судья Верховного Суда РФ

А.Н.ЗЕЛЕПУКИН