Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 16.03.2005 N 63-Г05-5 Об оставлении без изменения решения суда Ненецкого автономного округа от 28.12.2004, которым удовлетворено заявление о признании недействующими некоторых положений Закона Ненецкого автономного округа “О выборах депутатов Собрания депутатов Ненецкого автономного округа“ от 09.01.2004 N 445-ОЗ.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 марта 2005 года

Дело N 63-Г05-5

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Лаврентьевой М.Н.,

судей Емышевой В.А.,

Хаменкова В.Б.

рассмотрела в судебном заседании от 16 марта 2005 года дело по кассационной жалобе Собрания депутатов Ненецкого автономного округа на решение суда Ненецкого автономного округа от 28 декабря 2004 года, которым удовлетворено заявление прокурора Ненецкого автономного округа о признании некоторых положений Закона Ненецкого автономного округа “О выборах депутатов Собрания депутатов Ненецкого автономного округа“ N 445-ОЗ от 9 января 2004 г. недействующими.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

прокурор Ненецкого автономного округа обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на противоречие оспариваемых норм Федеральному закону “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ и ограничение ими пассивного избирательного права граждан по национальному признаку.

Решением суда от 28 декабря 2004 года заявление прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе Собрание депутатов Ненецкого автономного округа просит об отмене решения суда, считая его незаконным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не находит.

Согласно оспариваемому прокурором пункту 4 статьи 3 Закона округа два депутата из числа коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Ненецкого автономного округа, избираются в Собрание
депутатов округа по многомандатному национально-территориальному избирательному округу.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона округа депутатом окружного Собрания депутатов по многомандатному национально-территориальному избирательному округу может быть избран гражданин Российской Федерации из числа коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Ненецкого автономного округа, достигший на день голосования возраста 21 года.

Пунктом 1 статьи 7 дано понятие национально-территориального избирательного округа, по которому избираются депутаты из числа коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Ненецкого автономного округа.

Пунктом 1 статьи 25 определено право самовыдвижения по многомандатному национально-территориальному избирательному округу граждан Российской Федерации из числа коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Ненецкого автономного округа, достигших на день голосования возраста 21 года.

Согласно подпункту 3 пункта 6 той же статьи 25 кандидат, выдвинутый по многомандатному национально-территориальному избирательному округу, дополнительно представляет копию свидетельства о рождении, подтверждающего национальную принадлежность.

Признавая приведенные нормы Закона округа недействующими, суд обоснованно исходил из того, что гражданин Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ имеет право избирать и быть избранным независимо от расы, национальности, происхождения, языка, места жительства и других обстоятельств.

В связи с этим суд сделал правильный вывод о том, что окружной законодатель, предусмотрев право и порядок замещения двух депутатских мандатов окружного Собрания лишь гражданами из числа коренных малочисленных народов, проживающих на территории Ненецкого автономного округа, фактически ввел ограничение пассивного избирательного права граждан других национальностей.

Довод Собрания депутатов округа о том, что пункт 3 статьи 1 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ предусматривает возможность установления законами субъектов Российской Федерации дополнительных гарантий избирательных прав, проверялся судом и правильно признан им несостоятельным.

Суд правомерно указал, что в соответствии с конституционным принципом равенства прав и свобод человека и гражданина, дополнительные гарантии избирательных прав должны быть предоставлены всей одноименной группе участников избирательных правоотношений, а не ее части, которой они адресованы.

Кроме того, в силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации избирательный закон субъекта Российской Федерации не должен противоречить Федеральному закону “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, которым, как указывалось выше, установлено право гражданина Российской Федерации быть избранным независимо от национальности.

Действительно, статьей 13 Федерального закона “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации“ N 82-ФЗ от 30 апреля 1999 г. субъектам Российской Федерации было предоставлено право своими законами устанавливать квоты представительства малочисленных народов в своих законодательных (представительных) органах.

Однако, приняв во внимание, что указанная норма Федерального закона вступила в противоречие с более поздним Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ N 67-ФЗ от 12 июня 2002 г., суд обоснованно посчитал ее не подлежащей применению в данном споре.

В соответствии со статьей 69 Конституции Российской Федерации Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 5 Постановления N 5 от 10 октября 2003 г. “О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и
международных договоров Российской Федерации“ международные договоры, которые имеют прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации, применимы судами при разрешении гражданских дел, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем законом Российской Федерации, который регулирует отношения, ставшие предметом судебного рассмотрения.

В соответствии со статьями 2 и 3 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества независимых государств (ратифицирована Россией Федеральным законом от 02.07.2003 N 89-ФЗ) право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства, на выборные должности реализуется вне зависимости от каких бы то ни было ограничений дискриминационного характера по признаку пола, языка, религии или иных убеждений национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству или этнической группе, имущественного положения или иных подобных обстоятельств.

Каждый гражданин должен иметь равные правовые возможности выдвинуть свою кандидатуру на выборах.

В свете приведенных норм международного договора вывод суда о противоречии оспоренных прокурором норм, поставивших право граждан Российской Федерации быть избранными в законодательные органы государственной власти Ненецкого автономного округа в зависимость от их национальности, следует признать правильным.

В соответствии со статьей 18 этой же Конвенции вышеперечисленные избирательные права и свободы граждан могут быть ограничены конституцией, законами и не считаться дискриминационными, если они предусматривают специальные меры, принимаемые для обеспечения адекватного представительства какой-либо составной части населения страны, в частности национальных меньшинств и этнических групп, которые в действительности из-за политических, экономических, религиозных, социальных, исторических и культурных условий лишены возможности пользоваться равным с остальным населением положением в отношении политических и избирательных прав и свобод.

Стороны в
своем стремлении к демократизации избирательного процесса исходят из того, что существующие ограничения или преимущества в реализации избирательных прав и свобод, предусмотренные конституцией, законами и не противоречащие международным обязательствам государства, по мере создания надлежащих национальных условий подлежат отмене, с тем чтобы обеспечить участникам избирательного процесса равные правовые условия для участия в выборах.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду статья 13 Федерального закона “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации“ от 30.04.1999 N 82-ФЗ.

В этом стремлении Российская Федерация Федеральным законом N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ признала статью Федерального закона “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации“ с 1 января 2005 года утратившей силу.

Учитывая, что Федеральный закон, который ограничивал бы избирательные права граждан по признаку принадлежности к коренным малочисленным народам, отсутствует, решение суда о признании недействующими норм Закона округа, содержащих такие ограничения, следует признать законным и обоснованным.

Доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, кассационная жалоба Собрания депутатов Ненецкого автономного округа не содержит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение суда Ненецкого автономного округа от 28 декабря 2004 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Собрания депутатов Ненецкого автономного
округа - без удовлетворения.