Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 22.06.2005 N 51-Г05-15 Заявление о признании недействующим п. 2 ст. 2 Закона Алтайского края от 31.12.2004 N 77-ЗС “О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности“ в части распространения его на педагогических работников образовательных учреждений удовлетворено правомерно, поскольку оспариваемый пункт противоречит федеральному законодательству, нарушает права заявителя.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 июня 2005 года

Дело N 51-Г05-15

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.,

судей Харланова А.В.,

Меркулова В.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению О. о признании статьи 2 пунктов 1, 2 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 77-ЗС “О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности“ недействующими по кассационным жалобам администрации Алтайского края и Алтайского краевого Совета народных депутатов, Комитета по финансам и налоговой политике администрации Алтайского края на решение Алтайского краевого суда от 25 марта 2005 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., объяснения представителя администрации Алтайского края З., поддержавшей доводы кассационных жалоб, возражения представителей заявителя О. и Х., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Законом Алтайского края “О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности“ установлена ежемесячная денежная выплата в размере 200 рублей для специалистов образовательных учреждений (п. 1 ст. 2). Ежемесячной денежной выплатой заменяются льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и приобретению твердого топлива, представлявшиеся в соответствии с федеральным законодательством до 1 января 2005 года специалистам, проживающим и работающим в сельской местности (п. 2 ст. 2).

О. обратилась в суд с заявлением о признании указанных норм Закона недействующими, противоречащими федеральному закону и ущемляющими ее
права как учителя, проживающего в сельской местности, т.к. денежная компенсация натуральных льгот поставила ее в худшее положение по сравнению с ранее действующим законодательством, которое обеспечивало право на эти льготы не только ей, но и членам ее семьи.

Решением Алтайского краевого суда от 25 марта 2005 года постановлено: признать пункт 2 статьи 2 Закона Алтайского края N 77-ЗС от 31 декабря 2004 года в части распространения его на педагогических работников образовательных учреждений недействующим с момента принятия.

В удовлетворении заявленных требований в остальной части О. отказать.

В кассационных жалобах ставится вопрос об отмене решения с принятием нового об отказе в удовлетворении заявления. Полагают, что суд неправильно применил материальный закон, дал неправильную оценку доводам заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для их удовлетворения.

В соответствии с абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона “Об образовании“ педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на первоочередное предоставление жилой площади.

Федеральным законом N 122 от 22 августа 2004 года “О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ статьей 16 пунктом 30 абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона “Об образовании“ дополнен предложением: “размер, условия и порядок возмещения
расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ“.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что федеральным законом не отменено предоставление льгот для педагогических работников, а лишь предложено субъектам установить размер, условия и порядок возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки, сделан правильно, а оспариваемый пункт 2 статьи 2 Закона Алтайского края N 77-ЗС признан противоречащим приведенным нормам федерального законодательства обоснованно, так как нарушает права заявителя, заменяя натуральные льготы денежной компенсацией.

Пунктом 1 ст. 2 оспариваемого Закона определена ежемесячная денежная выплата в размере 200 рублей категориям граждан, указанным в части 2 статьи 1 краевого Закона N 77-ЗС.

В удовлетворении требований О. о признании п. 1 ст. 2 Закона Алтайского края N 77-ЗС в редакции Закона Алтайского края от 14 марта 2005 года N 12-ЗС недействующим и противоречащим федеральному законодательству отказано.

Решение суда в этой части не оспаривается, Судебная коллегия проверила законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобах, и возражений относительно жалоб.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационных жалобах, Судебная коллегия не усматривает.

Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок реализации права педагогических работников сельской местности на жилую площадь с отоплением и освещением определен Постановлениями Совмина СССР от 10.02.1948 N 246 и от 04.05.1971 N 255, которые в силу ст. 4 Закона РСФСР “О действии актов органов Союза ССР“ являются действующими. Перечни специалистов и порядок предоставления
им жилых помещений также устанавливались законодательством.

Таким образом, доводы о том, что порядок реализации такого права не был установлен, являются необоснованными.

Кроме того, согласно ст. 8 ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса РФ“ до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами.

Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки для педагогических работников, в силу ст. 55 Закона РФ “Об образовании“ устанавливается нормативными актами субъектов Российской Федерации, но учитывается в данном случае в межбюджетных отношениях.

Иные доводы кассационных жалоб по существу сводятся к переоценке выводов суда об удовлетворении в части требований заявителя и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Алтайского краевого суда от 25 марта 2005 оставить без изменения, а кассационные жалобы администрации Алтайского края и Алтайского краевого Совета народных депутатов, Комитета по финансам и налоговой политике администрации Алтайского края - без удовлетворения.